Квашника Елена (Санкт-Петербург) и Светлана Макарова
12 февраля 2020 г.
«Вишнёвый сад», поставленный Игорем Ильинским, возобновлён несколько лет назад. Это прекрасно! Интересно и приятно видеть спектакль, который совпадает с чувствами и впечатлениями, возникшими от очаровательной, грустной и поэтичной комедии Чехова. Состав исполнителей изменился, а осталось главное – бережное отношение к классической постановке.
С первых минут спектакля дивные декорации погружают зрителя в чарующую атмосферу старой дворянской усадьбы. Над уютной обстановкой дома не потолок, а ветки вишневого сада переплетаются как кружева... На протяжении всей пьесы они напоминают об уходящем прошлом героев, о невозможности вернуть прежнюю жизнь, о потерях того, что они когда-то любили.
Хозяйка усадьбы Любовь Андреевна Раневская, замечательно показана актрисой Светланой Амановой. В начале пьесы Раневская возвращается домой из-за границы. Любовь Андреевна жизнерадостный и добрый человек, но чувствуется её душевная боль от расставаний и утрат, которые она пережила в жизни. Актриса отлично передает щемящую тоску своей героини, которую пытается скрыть от других. Неизбежны перемены, а Раневская не может с ними смириться, но и сама ничего не делает, чтобы исправить ситуацию: она не привыкла решать проблемы. В финале пьесы Раневская чувствует безысходность, печаль от потери любимого имения овладевает её душой, и она словно замирает. Раневская собирается ехать в Париж. Но, надолго ли? Вероятнее всего, ей скоро предстоит вернуться…
Леонид Андреевич Гаев, брат Раневской, элегантный и подтянутый – прекрасно показан актёром Валерием Бабятинским. Гаев – это ленивый аристократ, не приспособленный к труду. Он любит философствовать, в его речах часто появляются поэтические нотки. Но его философия, порой, комична. Валерий Бабятинский ярко показал своего героя – человека праздного и неприспособленного к жизни. Он словно большой ребёнок: любитель бильярда и леденцов, лишенный прагматизма. Гаев не может найти себе места и дела, он не способен без преданного слуги Фирса даже обслужить самого себя. Гаев всей душой сопротивляется продаже вишневого сада, но чувствует, что прошлого не вернуть. В финале он растерянный уходит, пытаясь убедить всех и самого себя в том, что будет теперь посещать службу.
Полная противоположность хозяевам усадьбы купец Ермолай Лопахин. Его отлично сыграл актёр Алексей Фадеев. Лопахин, прежде всего, – человек дела. И в этом противопоставлении главных героев заключается основное неразрешимое противоречие: старое не может ужиться с новым. Позиция Лопахина по-своему справедлива: надо уметь жить, строить планы, преодолевать препятствия, не придаваясь унынию. Он пытается уговорить Раневскую и Гаева спасти усадьбу и готов помочь им в этом, но в его планы входит вырубка сада, чего не могут одобрить хозяева. Алексей Фадеев отлично передаёт эмоции человека, который перешел из простых крестьян в купеческое сословие. В финале пьесы он выкупает усадьбу – теперь он новый хозяин! Лопахин празднует свою победу. Но ему всё-таки жаль Раневскую и Гаева. Мы видим человека нового, делового, и, всё же сомневающегося. Он размышляет о дальнейшей жизни, понимая, что многое изменится. И резкие перемены волнуют Лепахина. Он не очень уверен в себе, хотя смело вступает в новую жизнь. И женитьба на Варе его пугает – пока ещё он не готов к новым серьёзным поворотам судьбы.
Петя Трофимов великолепно показан молодым актером Евгением Сорокиным. «Вечный студент» с чистой душой и своим видением мира противопоставлен всем героем пьесы. Петя кажется то слишком рассудительным, то романтиком. Он верит в новую жизнь, полон надежд, готов к переменам и убеждает в этом Аню, дочь Раневской (актриса Варвара Андреева). «Прощай, старая жизнь… Здравствуй, новая жизнь!..» Эти молодые люди передают глубину оптимизма пьесы Чехова.
И самый трогательный образ в пьесе – это Фирс, старый лакей. Его душевно и ярко показывает артист Юрий Иванович Каюров. Артист так тонко и точно передаёт все грани характера своего героя, что невозможно не полюбить всем сердцем этого милого старого мудрого лакея. Фирс не кажется жалким, в нем нет раболепия, а только искренняя преданность. Он человек долга, по-хозяйски заботится об усадьбе и хозяевах. Фирс понимает и страдает от того, что уходит эпоха, меняются ценности. В финале Фирс один остается в доме, которому так долго и честно служил. Сцена очень трогательная, и сердце сжимается от жалости. Юрий Иванович Каюров прекрасен на сцене – движения, стать, негромкий спокойный голос, который приковывает внимание, уникальное преображение – и перед нами настоящий чеховский герой – Фирс. Юрию Ивановичу 92 года! И дай Бог ему здоровья, а нам счастья видеть такого великого Артиста!
Спектакль по пьесе А.П. Чехова дарит целую волну эмоций и поводов для размышлений. Да, жизнь идет вперёд. Но не всегда мы принимаем перемены, и часто теряем вместе с ними то, что нам было дорого.
СПАСИБО!