Владимир Чекмарев
19 декабря 2018 г.
Русский Театр жив и Вечен, так же, как и Вечен Гоголь. Если конечно Гоголя ставят в Малом. Такое ощущение вынесло из зала большинство зрителей бессмертного «Ревизора»…
«Ревизора», я смотрел в Малом театре три раза…
Первый раз пол века назад, там Хлестакова играл молодой и ослепительно талантливый Юрий Соломин, Городничего же, Великий Игорь Ильинский.
Второй раз тридцать пять лет назад, с Евгением Весником в роли Городничего, и Виталием Соломиным в роли Хлестакова.
И вот настал 2018 год и снова Малый театр. «Ревизор». В постановке Народного артиста СССР, Ю.М. Соломина и В.Е. Фёдорова.
Про нынешние декорации и механику сцены Малого театра, я писал неоднократно. Так что скажу лаконично – Прекрасно, как всегда. Но об этом ниже, а теперь перейдем к спектаклю…
Трактовка постановки очень интересна. С одной стороны, сохранен канонический сюжет, но с другой стороны введена масса акцентов, которые по уже сложившейся традиции этого театра, приближают современного зрителя к событиям XIX века. Очень понравилась нынешняя версия Городничего в исполнении Виктора Низового. То, что его Городничий сильно моложе своего обычного театрального, да и реального прототипа, на мой взгляд не случайно. Главное тут то, что актер играет именно современного чиновника. И на фоне обычных Гоголевских героев, это очень ярко диссонирует, и разящая Гоголевская сатира поэтому выделяется очень рельефно. Тем более, что, судя по реакции зала, увы, большинство зрителей были незнакомы с этим бессмертным творением Николая Васильевича и живо переносили действие происходящее на сцене, на нашу повседневность. И это означает, что Гоголь до сих пор актуален и увы актуальны пороки, которые осуждал Николай Васильевич.
Но на мой взгляд, самым заметным для зрителей персонажем стал смотритель училищ Хлопов, в фантасмагорическом исполнении Алексея Коновалова. Одни падения в обморок чего стоят. Зал постоянно реагировал на него смехом и аплодисментами.
Очень неплох был хор полицейских. И весьма ярко отыграла свою Марью Антоновну, Мария Серегина.
Интересным решением был акустический фон городского шума на заднем плане .
И безусловно, ярко прозвучала Финальная сцена в третьем акте, тут и ее декорационное решение, и шутка с орлом кукушкой, и дефиле по вращающейся сцене. (Вообще работа с декорациями художника-постановщика А. К. Глазунова заслуживает отдельного восторга. Все действо было предварительно отработанно на макетах и получилось все прекрасно).
Ну и последнее слово Городничего, и знаменитая немая сцена прошли при полной тишине в зале (не смотря на большое количество школьников среди зрителей). И только спустя минуту, в зале грянули овации. А это означает, что спектакль удался. Впрочем, в Малом иначе не бывает.