Княгиня Ольга
14 мая 2023 г.
ЗА ТЕХ, КТО МОЛЧИТ, СКАЗАВ СВОЁ СЛОВО
В советском искусстве особое место занимает военная тема. Произведений, которые посвящены трагическим страницам отечественной истории XX века, было написано немало. Но немногие из них стали достоянием советской и российской культуры. Пьесы драматурга и сценариста Виктора Розова вошли в историю советского и российского театрального искусства и имели широкую популярность. Произведения, которые написал Виктор Сергеевич, были неоднократно экранизированы и шли на сценах ведущих театров страны. Драматург получил множество премий и наград. А фильм «Летят журавли» по пьесе «Вечно живые» был оценен не только в Советском Союзе, но и за его пределами.
Пьеса «Вечно живые» Виктора Розова не просто так стала культовой. Сам Розов – фронтовик, который чудом выжил после тяжелого ранения. Он решил показать фронтовую жизнь и жизнь в тылу через историю одной любви, в которую безжалостно вторглась война. Каждая строчка пьесы пропущена через самое сердце, пропитана болью и личными переживаниями драматурга. По мнению многих режиссеров, она будет всегда звучать вне времени и вместе с тем в ногу со временем. В 1956 году спектаклем по этой пьесе открылся совершенно новый московский театр (будущий «Современник»), который тут же стал феноменом. Спектакль был поставлен самим Ефремовым. Розов немного переработал драматургическое произведение, убрав эпизоды, которые были бы неуместными в театре.
«Вечно живые» – одна из самых трогательных советских пьес о войне. В отличие от большинства произведений, написанных в пятидесятые годы, на первом плане была не победа советского народа, а судьбы отдельно взятых людей. Любовь и верность стали главной темой произведения Виктора Розова.
Премьера «Летят журавли» в Малом театре, поставленная Андреем Житинкиным, стала настоящим фурором и откровением. Судя по названию, Андрей Альбертович вдохновлялся легендарным фильмом Михаила Калатозова, вышедшего на экраны в 1957 году. В спектакле задействован весь цвет Малого: от ветеранов сцены Людмилы Поляковой и Владимира Носика до дебютантов Варвары Шаталовой и Владимира Алексеева. В какой-то момент все они превратились в живое воплощение предков с их совершенно натуральными переживаниями за близких, уходящих на фронт, слезами горя о погибших и немой благодарности в знак уважения им. Спектакль — дань памяти и низкий поклон всем, кто отдал свою жизнь ради мирного будущего своих детей. В конце первого и второго актов на огромном экране появляются фронтовые хроникальные кадры. А вместе с ними начинает звучать то, что в первую секунду бьет как гром среди ясного неба. Стихотворение «Жизнь, жизнь» Тарковского передаёт задумку режиссера, что человек бессмертен, ведь «на свете смерти нет», он, оставив свой след, остается вне времени. В конце этот же экран закрывает собой вышедших на поклон актеров, и зритель видит счастливые лица вернувшихся домой солдат и радостных встречающих их родных, и наконец-то звучит то, чего будто ждали все. Песня «Журавли» в исполнении Марка Бернеса разливается теплом внутри, а из глаз рекой льются слезы.
Помимо экрана в спектакле задействован еще один интересный приём — игра с цветом. В начале мы видим белую мебель, шторы и скатерти в московской квартире Бороздиных, бежевые пиджаки и брюки, белые платья. Все это является символом того чистого и святого, что есть у человека в светлые и радостные минуты его жизни, позади небо с плывущими по нему воздушными и пушистыми облаками. Но вот Борис уходит на войну и пропадает без вести, война в самом разгаре, эвакуация. Цветовая гамма сменяется на серые и мрачные тона: небо темнеет, на актерах возникает болотная солдатская форма, гражданские надевают черные строгие костюмы и свитера. Квартира в эвакуации представляется угнетающей и неуютной, что является отражением внутренних изменений в жизнях героев. В конце спектакля, после возвращения героев из эвакуации, цвета вновь сменяются на белые, символизируя новую надежду на светлое будущее и таким образом зацикливая историю.
Великая Отечественная война – боль, затронувшая всех, прошедшая через время, потому глубоко личная. Восхитительные Александр Клюквин, Людмила Полякова, Владимир Носик, Светлана Аманова, Людмила Титова, стоя рядом со своими младшими коллегами, заряжали их энергией. Все играли на пределе своих возможностей. Андрей Чернышов очень удачно справляется с ролью Бориса, в миг перевоплощаясь в молодого юношу, на плечах которого лежит тяжелое решение не по годам мудрого человека. Его любимую Белку — Веронику — играет чудесная Варвара Шаталова. Именно такой тип нежной, по-детски трогательной, но стойкой девушки идеально вписывается в образ Вероники. Варя милая, хорошенькая, красивая девочка, поражающая изумительной актерской игрой! Как точно актриса сумела передать состояние героини от возвышенности и легкости в начале 1 акта, когда рядом Борис, до всей тяжести и безысходности, когда он пропал и до самой кульминации, пока не открылась правда о его судьбе. Но она находит в себе силы жить дальше и смотреть в будущее. В конце пьесы это уже не та беззаботная девочка, а серьезная повзрослевшая девушка. Пьеса посвящена именно тому, как меняется мировоззрение Вероники. Как через страшный кризис, депрессию, предательство собственных идеалов она приходит к внутренней цельности, обретает новый смысл жизни, разрывает порочную связь с Марком и начинает новую жизнь. Розова волновал не результат, а процесс: как человек поднимается над эгоизмом, индивидуализмом, потерями и обретает силы и желание жить на благо другим: «Ты и представить себе не можешь, кем был для меня Борис. Нет, не был, а есть. Ночью, когда все спят, я разговариваю с ним, и он всегда дает мне ответы. Черты его лица уходят из памяти… и это не беда. Я люблю его, Володя! И жизнь свою хочу прожить хорошо! Я сейчас все время спрашиваю себя: зачем я живу? Зачем живем мы все, кому он и другие отдали свои недожитые жизни? И как мы будем жить?..»
Варвара справилась с поставленной задачей блестяще! У актрисы — большое театральное будущее!
На разрыв души играет и народная артистка Людмила Полякова. Это и не удивительно: Людмила Петровна сама в раннем детстве на себе испытала все ужасы войны. Новыми красками в спектакле заиграла хлеборезка Нюра, сыгранная заслуженной артисткой Екатериной Базаровой. Хабалистая и харизматичная, с повадками и гардеробом рыночной торговки, актриса настолько живо сконцентрировала в своём персонаже всю боль военного выживания, что просто невозможно без слёз слушать выкрикиваемые ею истерически-исповедальные частушки.
В культурах разных стран журавли символизируют начало новой жизни. Именно поэтому этот прием был использован в сценарии фильма и бережно перенесён Андреем Житинкиным в свой спектакль. Кажется, это знак того, что советские солдаты, не вернувшиеся в 1945, не ушли навсегда. Они – вечно живые.