baby_frances
18 марта 2010 г.
Иванов, Хельсинки
Знаете, сегодня был совершенно чудный финский спектакль по "Иванову" Чехова.
Хельсинский городской театр привозил его в Малый в ответ на февральский визит Малого с "Чайкой".
Если в первом действии не хватало ощущения тоски, музыка мамбы совсем с ней не ассоциируется, а они готовы были под нее, кажется, отплясывать и др., хотя паузы все-таки шли на пользу, то во втором действии я увидела того Иванова, которого так хотелось увидеть в МХТ. И многие нюансы были, которых в повернутом обратно действии сложно было заметить что ли...
Доктор Львов, горячечно защищающий Анну Петровну, как правильно замечает Саша, ее-то саму не щадил своими подозрениями. Тупые, беспощадные люди...
Саша в конце прекрасно понимает Иванова, потому что она сама - утомилась. И это ей невыносимо. Вот только обратно - есть ли дорога? Может ли после утомления начаться новая жизнь? Для Иванова точно - нет. Он надорвался и падает в конце от бессилия. За минуту до этого он прикладывал пистолет к своему лбу, но в это мгновение все увидели это, и из жалости к Саше и нетерпения комической, потому что пафосной, гамлетовской, ситуации, он убрал пистолет в карман. И тут же - стал падать, какое-то время держался за стенку, пытаясь пробраться вдоль нее, но сил у него больше не было, он погиб, погиб.
Сарра и Саша здесь замечательные, конечно. Йонна Ярнефелт (какие глаза!!) и Пихла Пенттинен.
Наташу Швец я просто не воспринимаю в этой роли, если что. Рогожкину люблю, и решение там интересное. Здесь чахотка была изображена.
Очень сильная сцена - приход Сарры в тот момент, когда Иванов целует Шурочку. Иванов на мгновение забылся и поверил в возможность для него новой жизни, ухватился за эту зацепку-приманку, за Сашу - а тут появляется Сарра, в роскошном красном платье, на фоне которого ее выдающиеся скулы и болезненная худоба видны еще больше, хотя грация еще побеждает, и этот приход пробуждает его от манящего сна: о чем ты, Иванов, какие грезы, вот - жизнь, быт, и в этой настоящей жизни ты погубил ни в чем не повинную любящую тебя женщину. Анюта не произносит ничего. Следует занавес.
Если сравнивать Рогожкину и Ярнефелт, то: Рогожкина - это Сарра, а Ярнефелт - Анюта.
Рауно Ахонен даже по внешности похож на Смолякова, что занятно)
Так грустно становится от того, что хороший искренний доктор Львов совсем не понимает Иванова, обличая его в том, что он Тартюф. Ох, как же он плоск, что ли... Иванов сложен, вот только этот гамлетизм его убивает, потому что здоровому человеку быть гамлетом - позорно.
Утрированно пошлая, в розовом костюме с белыми ботфортами Марфуша - это отдельный момент для разговора, конечно) Граф получился большим пьяницей, чем Лебедев, но это впечатление у меня, наверно, от того, что у актера было красное лицо почти постоянно.
Пространство, костюмы были стилизованы под вторую половину 20 века. Диван и кресло для себя обозначила "советскими" (именно такие на моей памяти стояли во всех санаториях). Режиссер уверен, что Иванов - про это время (даже больше, чем про Россию того времени, как ему кажется и как перевели в программке). Тут - не знаю. Надломленных, может, и полно, вот только были ли они до того такими деятельными, на все готовыми, любящими, веселыми? Было ли им с чего надорваться? Вот этой предыстории Иванова, кстати, не прослеживается почти ни в этой постановке, ни в МХТ.
Как-то так:)