Серебренникова Татьяна
16 июня 2023 г.
Волею судьбы я оказалась на спектакле Малого московского театра" Правда- хорошо, а счастье -лучше". Да, гастроли этого театра сейчас проходят в Архангельске. Создалось впечатление, что я побывала на театральной постановке из 20 века. Я вспомнила себя студенткой, когда сходив несколько раз в театр, решила, что делать там мне нечего, до того скучным он мне показался. Но через 20 лет я открыла для себя новый театр, современный, захватывающе интересный, умный, полный эмоций, побуждающий к волнительным переживаниям и раздумьям. В самом деле я не ошиблась, премьера этого спектакля состоялась 27 декабря 2002г! Мне было неловко и стыдно за своих соседей- зрителей, которые продремали полспектакля, но в конце громко аплодировали и кричали "браво". Мне кажется странным создавать спектакли по пьесам А.Н.Островского сегодня. Да, для 19 века пьеса была замечательной, но сейчас, когда написано столько великолепных современных произведений, продолжать выискивать смыслы в пьесе написанной в 1876году, зачем? Ну только если для изучения истории литературы. Не знаю ни одного человека, который по собственной воле с интересом и увлечением читал бы пьесу А.Н.Островского " Правда- хорошо, а счастье -лучше".
Прошу прощения у режиссера, но спектакли, созданные по произведениям классики можно осовременить. Но... Что я увидела на сцене.
Тема правды не раскрыта и не побуждает к размышлениям. Платон Зыбкин выставлен скорее огородным пугалом, который свои речи часто произносит вскочив на лавку. Он далеко несимпатичен, а его обличающие правдивые речи смешны, бессильны и никому неинтересны. Правда кажется слабой, никчёмной и не приносящей пользы. Но ложь в работе, любви, дружбе никогда не приносит счастья. Признание правды ведёт к возможности что-то менять, а не жить окружив себя психологическими защитами. В настоящее время вопрос правды актуален как никогда, и мы видим к чему может привести ложь. Название спектакля при этом и концовка звучит как нравственный вывод. " Ты не очень, миленький, на правду надейся. Как бы не случай тут такой, так плакался б тут со своей правдой всю жизнь. А ты вот как говори: не родись умен, а родись счастлив. Так-то, миленький, вернее. Правда - хорошо, а счастье - лучше." Очень сомнительный, я считаю, нравственный вывод.
Тема любви, тоже я считаю, не раскрыта должным образом, хотя вполне можно было её эмоционально наполнить. Поликсена выдумала любовь, от которой Платон не в силах отказаться. Ни о каком глубоком чувстве речь не идёт, нет ни эмоциональной, ни духовной близости молодых людей, только проснувшееся влечение друг к другу, хотя уже решается вопрос о заключении брака.
Не раскрыта и тема зрелой любви. Где-то за кадром, хочется думать, Мавра Тарасовна понимает как важно ей человеческое тепло и близость, и всколыхнув воспоминания молодости, готова заново строить близкие отношения с Силой Ерофеевичем. Но всё важное происходит не на сцене, а только подразумевается, так как за один вечер Мавра Тарасовна волшебно меняется и принимает несвойственные ей решения. А на сцене только забавные выходки деда, и услышанные случайно мной слова соседа - зрителя " смешной старик". А как бы хотелось раскрыть тему любви, нежности, духовной близости и ,не побоюсь такого слова, сексуальности в пожилом возрасте. Показать, что уважать свои чувства и желания правильно, проявлять их в словах и осмысленных прикосновениях для успокоения, поощрения или поддержки. Даже неэротическая сексуальность помогает уменьшить стресс и беспокойство, облегчить боль, а также усилить чувство оптимизма как у дающего, так и у принимающего. Но нет, в спектакле так мало и скудно об этом.
Поистине сильной фигурой в спектакле является няня Фелицата, её великолепно сыграла Людмила Полякова. Няня - мудрая женщина, знающая жизнь, столь богатая внутренне, что готова помогать другим не жертвенно, а играючи и просто.
Очень бы хотелось увидеть по - настоящему наполненные спектакли. А то,что увидела я, как говорится, не уму, не сердцу.