Наталия Дьяченко, Санкт-Петербург
8 декабря 2021 г.
Мне уже доводилось писать отзыв на спектакль Малого театра «Пётр 1» в постановке режиссера Владимира Драгунова. Теперь, уже после трансляции этой постановки он-лайн в связи с Международным фестивалем театров, посвященном 300-летию провозглашения России империей. хочу поделиться своим мнением именно о режиссерской работе. Она восхищает и достойна отдельного разговора.
Посмотрев спектакль, если одним словом оценить мое впечатление, то это ВОСТОРГ!!! Если двумя словами, то СПЕКТАКЛЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ!!! Причем во всех отношениях.
Еще до премьеры меня поразила смелость режиссера-постановщика Владимира Драгунова в выборе литературного источника. Это сценическая версия по пьесе Д.С.Мережковского «Царевич Алексей» , а так же фрагменты из его романа «Антихрист. Пётр и Алексей». Дмитрий Мережковский очень сложный писатель, как основатель в России жанра историософского романа и один из самых оригинальных мыслителей XX века. Так нам трактовали его творчество на лекциях по истории русской литературы на филологическом факультете Ленинградского университета.
Первые театральные постановки по этим литературным источникам состоялись сто лет назад в Большом драматическом театре Петрограда, а чуть позднее и в Берлине. Трагедией реального типа называл эту постановку А.Н.Бенуа, создававший декорации, а в Германии критики восхищались оживлением философской "геометрии" Мережковского, его умением сделать зримыми глобальные противоречия, выраженные в трагическом противостояние Петра и Алексея. Потом долго эти произведения не были востребованы.
Как большое достижение считаю, что режиссеру Владимиру Драгунову удалось в год 300 летия провозглашения России империи создать по Мережковскому очень современный спектакль. В сценическом воплощении сосредоточена боль сегодняшнего дня. Сильный правитель государства, замахнувшийся на великие дела и особую в мире роль России. Разделившееся общество на переломе, остро стоит вопрос, кто же будет преемником. Нарастающая тревога: не рухнет ли уже возведенное. Царь Петр1 и его сын Алексей, это конфликт двух поколений, двух мировоззрений, по разному видящих будущее страны.
Прекрасные декорации спектакля — верфи, строящийся корабль. Эта картина предстает как символ России, ее грандиозного созидания и начала большого пути. Тут меня пусть камнями закидают, но все-таки выскажусь. Декорации к драме Д.С. Мережковского "Царевич Алексей" созданные в начале прошлого века для БДТ самим А. Н. Бенуа, не показались мне столь интересными и выразительными.
Режиссер Владимир Драгунов великолепно подобрал актеров для спектакля. Такого царя Петра 1, как у Андрея Чубченко, заслуженного артиста России, мы никогда раньше не видели ни в кино, ни в театре. Это сочетание гигантской мощи личности и одновременно человечности в его отношению к грешному сыну. Обманывать себя не будем. Не всегда молодость права. В противостоянии двух мировоззрений разных поколений, молодого и старшего будущее зиждется не за сыном Алексеем, а за его отцом Петром Великим. «Царевича сегодня бы назвали мажором », — таким словечком из молодежного сленга охарактеризовал Алексея мой знакомый парень, один из зрителей он-лайн трансляции спектакля. Интересно, что оценка была сделана современным ровесником царевича. Алексей ( артист Станислав Сошников) вызывает своими метаниями одновременно два чувства — щемящую жалость к нему, но еще больше страх за нашу страну, которую ждут лишь катастрофа и хаос, если руль правителя окажется у подобного слабого никчемного человека в руках.
Посмотрев один раз спектакль «Пётр 1» , хочется вновь и вновь к нему возвращаться.. Как произведение театрального искусства, благодаря режиссеру-постановщику и замечательным актерам, он совершенен. А проблемы в нем поднятые настолько животрепещущие сегодня , что их еще предстоит серьезно осмысливать каждому из нас и всем вместе.