Вера Чубченко
16 января 2022 г.
В новогодние праздники многие взрослые мечтают о сказке, чем-то добром и легком, что даст положительный заряд эмоций и на какое-то время вернет в детство. Для меня такой сказкой стал спектакль Юрия Мефодьевича Соломина и Станислава Сошникова «Буратино». Хронометраж для детского довольно большой: 1 час 45 минут с антрактом. Но все дети были захвачены происходящим, никто не шумел, не выходил.
Некоторые персонажи появляются из зрительного зала или уходят в него, что еще больше вовлекает зрителя в происходящее, делает непосредственным участником действия. Интересная задумка с девочкой, у которой забирает монетку Карабас-Барабас. Малышка в исполнении дочери Александра Клюквина волшебная, очень уверенная и настойчивая, несмотря на малый рост и внешнюю хрупкость, такой никакие Карабасы не страшны.
Папа Карло (Александр Ермаков) очень добрый и совсем не строгий, у него тяжелая жизнь, но большое сердце, полное любви, и эти отеческие чувства в полной мере изливаются на созданного им Буратино.
Буратино (Владимир Тяптушкин) – мое открытие в этом спектакле, удивительно светлый, непосредственный, органичный. С трудом верится, что видишь взрослого человека, настолько он реалистичен в этой роли. Буратино искренне любит отца, но по своей доверчивости и от небольшого жизненного опыта попадает в переделки.
Карабас-Барабас (Александр Клюквин) – обаятельный мошенник, действует скорее хитростью, чем жестокостью и психологическим давлением. Хотя отдельные устрашающие моменты присутствуют, Карабас-Барабас не вызывает страха у зрителей-детей и в то же время показывает, что зло не обязательно идет напролом, а может быть лукаво-приторным. Почти каждый персонаж раскрывается через песню (автор текстов также Александр Клюквин).
Очень интересно было увидеть Александра Волкова в роли кота Базилио через пару дней после доктора в «Варварах», совершенно иная работа, которая позволяет актеру продемонстрировать широкий диапазон возможностей. Очки и иные кошачьи атрибуты преобразили интеллигентного актера в хитреца и плута. Алиса (Наталья Калинина) зачастую является ведущей в дуэте мошенников, она хитра и обаятельна.
Отдельно хочу отметить музыку Григория Гоберника, она всегда способствует созданию нужной атмосферы спектакля, органично вплетена в действие.
Сказка предостерегает от желания «бешеных денег», в погоне за которыми можно потерять свои сбережения, от легковерия, говорит о важности семьи и верных друзей, благодарности родителям и театральном чуде.