Филипп Геллер
30 января 2023 г.
Одна из лучших пьес великого русского драматурга два года назад вернулась на сцену Малого театра в новой постановке (режиссёр - Андрей Цисарук). Спектакль получился в хорошем смысле классическим и одновременно остросовременным. Островский и сейчас бьёт не в бровь, а в глаз. Режиссёр не отвёл социальный контекст произведения в сторону, а наоборот вывел его на передний план. Результат впечатляет: пороки общества, которые сохраняются в XXI веке - взяточничество, властолюбие, корысть лица "комедии" преподносят под красивой оберткой (например, говоря, что взятки - это "благодарность" ). От того, что происходит на сцене выворачивает насквозь, настолько мерзки поступки и поведение героев (кстати, ни одного положительного персонажа в этой пьесе нет). Островский остаётся злободневным автором.
В этом спектакле играют в лучших традициях Малого, как заведено испокон веков. Психологический реализм Андрей Цисарук делает главным средством выражения мыслей великого писателя и в этом сила постановки. Ничто не противоречит и не стоит выше слова Островского.
Хотя некоторые скромные детали все-таки вносят свою лепту в раскрытие авторского замысла. Например, дочери Кукушкиной при своём появлении двигаются словно заведённые куколки - этим показывается ограниченность душевного мира девушек и их полное подчинение матери, которая делает с ними все, что хочет.
В кульминационный момент пьесы Жадов, изменяющий собственным идеалам, произносит монолог обращаясь к своему отражению в зеркале, в троичном преломлении. Интересно поставлен режиссёром финал : Анна Павловна после новости об ударе Вышнецкого не падает в обморок, а злобно хохочет, видя как судьба отомстила ее старому мужу. А помирившиеся Жадов и Полина остаются вместе, уютно сидя в правом уголке сцены. Но чувствуется, что все же счастья в этом мире им, скорее всего не видать. Режиссёр тонко и деликатно попытался проникнуть вглубь образа каждого из персонажей, соответственно, выстроив ему собственную линию поведения.
Первоначально постановка шла на Малой сцене театра. Именно из-за этого фактора и решили, видимо, сделать минималистское оформление (художник - Дмитрий Разумов). Однако теперь спектакль идёт на основной сцене филиала на Ордынке - и в итоге, половина пространства не задействована. Герои играют либо совсем на авансцене, либо даже в самом зале.
В начале спектакля зрители видят бордовые панели, которые постепенно разбираются лакеями. Декорация на все пять действий одна - это гостиная с длинным столом. Она успевает явно наскучить - все-таки хочется настоящих красивых интерьеров, которые обязательно должны присутствовать в сценическом воплощении пьес Островского. Отдельное недоумение вызвало визуальное решение 4 картины (скромная квартирка Жадова) - герои разговаривали и ссорились в крошечном правом уголке сцены (публике, сидящей на балконе с правой стороны, приходилось вставать, чтобы что-то увидеть).
Зато в спектакле потрясающий актёрский состав.
Н.а.России, лауреат премии Правительства России Александр Ермаков в роли Аристарха Вышневского не уступает великому Михаилу Цареву из фильма-спектакля Малого 1981 года. В его интерпретации этот герой - не просто властолюбивый и злобный старик-чиновник. Чувствуется, что он искренне любит свою молодую жену Анну Павловну и страдает от невзаимности. Через дорогие подарки и роскошь он пытается получить от нее любовь. Если в начале спектакля Вышневский - гордый человек, высмеивающий речи Жадова, то в финале, когда он узнает о том, что его отдают под суд и получает письма, в которых убеждается в измене жены, перед зрителем предстает больной, еле дышащий старик. Для него уже все кончено. Актер Ермаков гениально показал эти изменения, происходящие как и во внутреннем, так и в внешнем облике героя.
Его жена, Анна Павловна (великолепная Мари Марк) - девушка со сломленной судьбой. Она находится в золотой клетке - живет с пожилым мужем, обязана принимать от него дорогие подарки и платить за это любовью. Ее исповедь в конце пьесы раскрывает всю боль, накопившуюся в ее душе. Платонические чувства к Любимову, которого также уничтожил Вышневский, были смыслом ее жизни. Марк играла свою героиню весьма сдержанно - лишь в финале ее захлестнули эмоции.
Одна из главных удач спектакля - Жадов в исполнении Михаила Мартьянова. Эта роль стала для артиста настоящим прорывом. На нем держится весь спектакль. Честные, искренние порывы Жадова жить трудом и добродетелью не выдерживают столкновения с миром, где господствуют злоба и ложь. Под воздействием Полины, которая ставит ему условие быть с ним, только если он будет ее содержать, из-за своей большой любви к ней он предает свои идеи - идет к своему дяде просить доходного места. Но уже поздно - Вышневский скоро будет в тюрьме. Так, Жадов осознает свою инфантильность и безответственность. Мартьянов прекрасно передал все мучения, переживания и сомнения своего героя, его тонкую психику и эмоциональность.
Аким Акимыч Юсов (з.а.России Сергей Тезов) - старый чиновник, служащий под начальством Вышневского. Он бесконечно уверен в своей правоте, в том, что жизнь всех должен подчиняться старым законам. Правдами и неправдами он нажил богатое состояние - апогеем развития его образа становится сцена в трактире, где пьяный Юсов пляшет под "По улице мостовой".
Его молодой коллега, только недавно попавший в мир чиновничества - Онисим Панфилыч Белогубов (мерзкий, но обаятельный Максим Филатов), работает под начальством Юсова. Он уже освоил законы этой "вселенной" - умеет льстить ради того, чтобы добиться высокого чина, заискивать перед начальством. Неожиданно было увидеть в этой роли Максима (особенно после чистого и искреннего Платона в "Правде"), но этот эверест ему покорился и он великолепно справился с поставленной задачей.
В роли Фелисаты Герасимовны Кукушкиной блистает примадонна Малого, н.а.России Елена Харитонова. Ее героиня мечтает поскорее удачно выдать замуж своих дочерей - актриса очень реалистично, но с юмором преподносит сцену, где маменька учит дочек, как общаться с мужчинами, чтобы получать дорогие подарки. Вообще, эта роль открыла для меня Харитонову как невероятную характерную артистку. Она - изюминка этого спектакля.
Юлинька (саркастичная Анна Шишкина) - одна из ее дочерей , она уже выучила все эти законы взаимодействия с мужским полом и готова к настоящей, роскошной замужней жизни. Актриса представила образ в несколько гипертрофированно ироничном виде, дабы показать ее внутреннюю ограниченность.
Полина (милая Дарья Шевчук) - совсем другое дело. Глупенькая и ничего не понимающая в жизни, она еще ребенок. Ей легко управлять - именно этим и пользуется ее мать с сестрой. Они заставляют героиню устроить скандал Жадову и заставить его пойти просить доходное место. Не способная мыслить самостоятельно и не имеющая собственного мнения, Полина доводит Жадова до того, что он преступает свои идеалы. В конце спектакля они воссоединяются - но вопрос, а будут ли они все же счастливы? Думается, что нет. Если Полина не начнет работать над собой, то проблемы в семье будут постоянны.
Такую двойственную по своей внутренней составляющей роль Дарья Шевчук преподнесла очень искренне и органично. Несомненно, это новая ступенька в ее карьере.
Пару слов о зрителях. Беспардонно и некультурно в храме искусств смеяться после каждой реплики актеров - они же просто мешали им играть. Приобщение молодежи к Островскому - это, конечно, здорово. Но может как-то все-таки стоит предупреждать их о правилах поведения в театре?
А так, "Доходное место" в Малом театре - это настоящий шедевр и одна из лучших постановок Островского в их репертуаре. Здесь чувствуется бережное отношение к авторскому слову. А режиссерская интерпретация показывает злободневность и актуальность пьесы во всей красе.