Вера Чубченко
11 января 2022 г.
В российскую глубинку приезжают инженеры Черкун и Цыганов. Их появление - событие для сонного и "ласково окутанного зеленью садов" Верхополья. С этой минуты жизнь многих жителей необратимо поменяется. "Варвары" заставляют задуматься. Пожалуй, не столько вовлекают эмоционально, сколько рационально, просмотр закончен, а размышления продолжаются. В пьесе затронуто много тем, почти все герои неоднозначные, даже сложно сказать определенно, кто является варваром: прибывшие инженеры более жесткие и прямые, нежели жители уездного города, но и у обывателей есть свои недостатки, которые не позволяют зрителю полностью встать на их сторону. Спектакль одновременно напомнил две пьесы "Вишневый сад" А.П. Чехова и "Визит старой дамы" Дюрренматта. С "Вишневым садом" схожесть в столкновении мира современного и мира патриархального на рубеже XIX-XX в.в., в уничтожении этого патриархального мира, с "Визитом старой дамы" Дюрренматта есть некоторое композиционное сходство.
После спектакля посмотрела видео на Ютубе с первой читки "Варваров". Режиссер Бейлис отмечает, что пьеса о любви, ее разрушительности и несвоевременности для всех героев. Да, под этим углом тоже можно смотреть, но мне, пожалуй, во время просмотра не показалось именно это центральной линией, потому что в спектакле много внимания уделяется и семейным отношениям (родители и дети, мужья и жены), и взаимодействию старого мира (жители уездного города) и нового (инженеры) в эпоху модернизации, и соотношению мира выдуманного и желаемого (Монахова постоянно грезит неземной любовью) с миром жестким и реальным, и антогонизм жителей крупного города и малого, с разной степенью динамики жизни:
«Лидия. Я не люблю маленькие города: в них живут ничтожные люди... Когда я среди них, я спрашиваю себя, почему же они люди?
Черкун. Да, да!.. Среди них застывает энергия. В больших городах она кипит день и ночь. Там неустанно трение враждебных сил, там никогда не прерывается битва за жизнь. Горят огни. Звучит музыка. Там все, чем жизнь красна.
Лидия. Большой город, он - как симфония. Как сказочный зал волшебника, где всё есть и всё можешь взять. Там - хочешь жить!»
В силу неоднозначности многих персонажей пьеса интересна, но в то же время, невозможно сказать, чтобы кто-то из героев очень понравился, потому что у многих наряду с чем-то положительным есть и отталкивающие черты. Актерские работы соответствуют замыслу и этой неоднозначности.
Исполнителя роли Черкуна Андрея Чубченко ранее видела в роли Тузенбаха в "Трех сестрах" во МХАТе им. Горького, там была лирическая роль, а здесь другое: насмешливый взгляд, цинизм, убежденность, что "знания важнее нравственности", но Черкун испытывает переживания и страдания, тяготится нелюбимой уже женой, испытывает новые чувства, невозможно однозначно утверждать, что это совершенно бессердечный и отрицательный персонаж. И даже Цыганов в исполнении Валерия Афанасьева не столь циничен, как его описывают в критических статьях. А в финале мы видим искренние чувства к Надежде Монаховой и верим им. Может, в этом есть определенный режиссерский смысл, взять на эти роли людей более интеллигентных по своей внешности и человеческому наполнению, благодаря чему персонажи получаются более неоднозначными. Глеб Подгородинский также создал противоречивый образ акцизного надзирателя Монахова. На протяжении всего спектакля этот персонаж не вызывает особого сочувствия, ведь разве может любящий человек считать, что нужно "чтобы она - несчастье испытала... чтобы удар дали... но - не я! ... От удара она мягче будет... несчастье смягчает... поняли, батя?" А в финальных сценах он жалок и беспомощен: "Отдайте мне... жену! Отдайте... Больше ничего не имею... всё в ней! Всю жизнь ей отдал... воровал - для нее..." и последняя фраза звучит тихо, но отчаянно "Что же вы сделали? а? Что вы сделали?"
Надежда Монахова (Полина Долинская) - это совершенно удивительный образ, непохожий ни на один образ российской литературы, сочетающий в себе романтическую жажду великой любви непременно к герою и нечто хищническое, готовность "идти по головам", чтобы добиться понравившегося мужчины, ее не смущает ни наличие собственного мужа, ни жены Черкуна, ни его влюбленность в амазонку Лидию Павловну. Провинциальная роковая женщина, в которую все влюблены, от доктора Макарова до инженера Цыганова, несчастная женщина, но и беспощадная женщина.
Пелагея Притыкина (Юлия Зыкова) в процессе спектакля претерпевает наиболее значительные изменения, несколько гротескная и эксцентричная в самом начале, в конце она достойна сочувствия и становится более естественной и трагичной фигурой. Ее молодой муж (Александр Дривень) ведет себя неподобающим образом и весьма дорогой ценой она платит за любовь на пороге своей осени.
Гриша, сын городского головы Редозубова в исполнении Алексея Коновалова производит сильное впечатление. Первое его появление в спектакле – комично. Несмотря на лето, молодой человек одет в шубу и шапку, еще и перевязан. Все это – пожелания отца-самодура (Владимир Сафронов) по «выпариванию жира» из наследника. В финале Гриша спивается под влиянием инженера Цыганова. Из этого неплохого парня так и не выходит никакого толка.
Доктор Макаров (Александр Волков) – влюблен в Монахову, старается удержать ее от необдуманных поступков и раскрыть глаза на происходящее вокруг. Фигура доктора трагична, о его любви все знают, но он не имеет никакой надежды на взаимность, продолжает страдать.
Мари Марк в роли Лидии Павловны – настоящая «столичная штучка», скучающая в провинции, непохожая на дам уездного города, но холодная и кажется неспособной на настоящие чувства.
Людмила Титова (домовладелица Богаевская) создала утонченный образ достойной дворянки, которая верит в то, что от их времени многое останется.
Городской голова Редозубов (Владимир Сафронов) – коррупционер, жестокий отец, узурпирующий своих детей. Его сын Гриша, это не столько жертва варваров, сколько воспитания своего отца, а дочь Катя имеет шанс вырваться из-под его гнета и самостоятельно устроить свою жизнь. Пожалеет ли она старика или покинет его?