Стаффа К. Узлик
25 января 2004 г.
РЕЦЕНЗИЯ НА ПРЕМЬЕРУ В МАЛОМ ТЕАТРЕ.
"ТРИ СЕСТРЫ"
СКЕЛЕТ ХОРОШ... или ЧЕРЕЗ ПАРУ МЕСЯЦЕВ ЭТО БУДЕТ ВЕЛИКИЙ СПЕКТАКЛЬ
Надо сказать, что после отзывов относительно первого спектакля, услышанных мной накануне второго, впечатление полностью положительное - вопреки заявлениям о том, что Юрий Соломин, дескать, будучи талантливым актером, в режиссуре смыслит мало. Нет. Не мало. Если бы мало - тогда откуда слезы на глазах зрителей и дебаты по поводу трактовки Чехова?
Насчет самой пьесы: на мой, абсолютно дилетантский, взгляд, такие вещи, как "Вишневый сад", "Чайка" и те же "Три сестры" читаемыми не являются в принципе (хотя, меня уже упрекали, что их понимание приходит с возрастом, а мне, - каюсь, - таковым не похвастать). Тем не менее, постановка не производит того самого, ожидаемого мной, уныло-угнетающего воздействия, а даже напротив - в каком-то смысле взбадривает. Даже само оформление спектакля - великолепная работа художников, просто изумительные декорации - заставляет забыть все предрассудки относительно якобы предстоящего занудства. Не говоря уже об актерах... Алена Охлупина (Ольга)- сильная, очень сильная, но безмерно уставшая женщина, привыкшая день за днем преодолевать все невзгоды жизни, заботясь о ближних; Ольга Пашкова (Маша) - самая, на мой взгляд, качественно сыгранная роль (из сестер), недостаток только один - зачастую плохо слышно, - но, к слову, темперамент актрисы позволяет понимать ее героиню даже без голоса; Варвара Андреева (Ирина) - талантливая акриса, интересная роль, но... молодость! неопытность! - вначале создается впечатление, что девушка просто растерялась на сцене и старательно воспроизводит заученные интонации. Ее Ирина в первом действии кажется, если не откровенной дурой, то близко к тому. Какие-то нелепые жесты, неоправданные эмоции... впрочем, по ходу спектакля Андреева, что называется, "разыгрывается" и блестяще передает всю гамму настроений своей героини, все ее содержание, оттенки характера. Получается замечательная роль, с которой актриса полностью справилась - но требуется время, чтобы исчезли элементы наигранности. Доктор Чебутыкин (Э. Марцевич) и Андрей Прозоров (А. Клюквин) настолько точно играют, что даже язык не поворачивается называть их мастерство игрой - просто потрясающе! Наталья Инны Ивановой также очень впечатляет, более чем удачная роль актрисы; Кулыгин (В. Бабятинский)... весьма убедительно воссоздается образ горе-супруга, убеждающего себя в том, что все хорошо и что он счастлив и доволен. Соленый Низового, увы, не совсем то: мне всегда казалось, что Василий Васильевич, если и не семи пядей во лбу, разумеется, то все же не комик. Фактура у актера, что ли, нечеховская... Хотя, опять-таки: в некоторые моменты верится, что все правда, что Низовой - это тот самый Соленый и есть... Вот тут затрудняюсь, время покажет. Вершинин А. Ермакова не запоминается и не вполне понятно, чем же он привлек Машу. Сыграно чисто, выразительно, - но персонаж такой, что с него взять?:) Тузенбах Глеба Подгородинского очарователен в своей непосредственности и искренности, что ли - доподлинно знаю, люди плакали, когда он прощался с Ириной... Подпоручики Федотик (Коршунов-мл.) и Родэ (Д. Жулин) очень оживляют процесс спектакля, любо-дорого посмотреть - даже жалко, когда уезжают. И, наконец, блестящие роли второго плана - Анфиса (Г. Демина) и Ферапонт (А. Кудинович) - ИЗУМИТЕЛЬНЫЕ работы. Не зря говорят, что нет плохих ролей, а есть плохие актеры!
Итак... Разумеется, спектакль еще сыроват (ох, не дают мне покоя растерянные лица артистов - не только Андреевой, практически всех; напряжение на сцене, дерготня какая-то, суета), но это же временное явление. Главное - скелет хороший, а нарастить что-нибудь ценное на него всегда можно, - а, зная Малый театр, я совершенно уверенно говорю о том, что это самое "что-нибудь" ощутимо зреет с каждым спектаклем, давая ему жизнь и любовь зрителей. Это замечательная постановка, режиссура, оформление, прекрасные актерские работы. Будет жить! И, как всегда, подтверждая почетный статус Малого, будет заставлять людей задумываться над вечными вопросами бытия - а не это ли главное?
Стаффа К. Узлик (НК ССК)