Ирина
13 апреля 2007 г.
Я уже писала и слова благодарности режиссеру, актерам и актрисам, писала отзыв на этот спектакль. И все равно помещу сейчас здесь еще описание своих впечатлений. Они были получены на одном спектакле, но словесно оформлены в разное время.
1) 16 февраля – об игре О.Пашковой в «Трех сестрах».
На форуме было написано: « Может быть сыры что-то не допоняли, ну уж если Тарасова не вдохновила … то, какая там Пашкова.»
Эти слова удивили меня, в них я увидела пренебрежение к актерским способностям актрисы, в памяти всколыхнулись воспоминания об игре Ольги Пашковой (Маша) в спектакле «Три сестры». Вот моя зарисовка об этом.
Итак. Открывается занавес, на сцене среди прочих Ольга Пашкова в роли Маши. То есть, собственно, на данный момент Маша. Молодая, но сверхгрустная женщина в чёрном с головы до ног. Траурная одежда, несмотря на именины сестры, такое же траурное лицо, механические движения, повторение прочитанной фразы, одной, такой же механический свист. Тоска в глазах, даже не тоска, а бездонная пустота. Передо мной, зрителем, физически живая, но душевная мертвая женщина. Именины сестры, а она собирается домой. Хотя идти туда ей совсем не хочется. Что ее там ждет? Муж, ранее казавшийся умным, теперь неприятен. Полное отсутствие интереса к жизни. Какое там «В Москву»? Ей-то ведь даже помечтать об этом не приходится, она обречена навсегда остаться с мужем в этом дальнем городе, где порой 5-го мая идет снег. Такой я вижу Машу вначале спектакля, такой ее сыграла для меня и таких зрителей, как я, Ольга Пашкова.
Далее. Появляется Вершинин. И с ним появляется первая искорка интереса к жизни. Влюбленный майор? Из Москвы. Офицер, почти в тех же чинах, что отец. Отложена шляпа. Уже нет желания уйти. Движения приобретают четкость – к столу, поднять рюмку… В голосе появляются не механические, а живые нотки… Женщина оживает. Я это вижу, это сыграно Ольгой Пашковой.
И вот искра интереса разрастается, появляется пламя. Небольшое. Еще не костер, только пламя свечи. Несчастлив в браке. Две девочки, до которых их матери нет дела. Жена не в своем уме. Бедный, бедный. И влюблен. Влюбленный подполковник! Движения женщины приобретают порывистость, в голосе уже досада от того, что он вынужден уйти, недообъяснившись, беседа о любви оборвана. Эти перемены в образе разве не игра?
И вот уже любовь. И с ней смятение, тот самый костер чувств. Как это произошло? Нельзя … замужем, было венчание, была клятва верности другому. И ничего невозможно сделать. Любовь. Требуется поддержка или хотя бы если не оправдание, то понимание со стороны сестер. Признание им в любви к Вершинину, горячее, громкое. В прошлом механический голос и механические движения. Нет омертвевшей женщины. Перед зрителем созданная Ольгой Пашковой живая Маша.
Неправда, что это плохо сыграно. Это очень хорошая работа. Может актриса ничего и не чувствовала из того, что я описала. Но она сумела сделать так, что это увидела я. Это называется мастерство.
2) 09 марта - Об Алене Охлупиной в роли Ольги.
Удивительный спектакль «Три сестры» поставил Юрий Мефодьевич Соломин. Низкий поклон за такую работу. Проходят дни после просмотра спектакля, а он не забывается. Время от времени мыслями и чувствами возвращаюсь к увиденному в Малом театре, к удивительнейшим актерским работам.
Например, частенько вспоминаю не только Ольгу Пашкову в роли Маши, но и Алену Охлупину в роли Ольги. Почему? Вовсе не потому, что созданный ею образ – это я, нет. Это не я. Но что-то общее, пожалуй, есть. Вот, например. Спектакль, на сцене сёстры, няня, Наташа, которая орёт на няню и из-за неё, бедной, постаревшей, ставшей ненужной. Кто же вступается за няню? Ольга Алены Охлупиной, не способная существовать рядом с грубостью. Почему я не смогла отмолчаться, когда при мне слегка плюнули в сторону одной актрисы, и тут же в сторону другой, не уважая чужой труд? Наверное, потому, что во мне всё же живет маленькая частичка Ольги. 
А как тонко, филигранно создаёт эту сцену защиты няни актриса! Я вижу, как она задыхается от гнева и тут же в силу собственной (своей ли, Ольгиной ли, не важно, или важно, потому что это, по-видимому, одно и тоже) деликатности буквально подавляет это негодование в себе.
Раньше я не представляла себе Ольгу такой, какой увидела её в этом спектакле, раньше я вообще не задумывалась над тем, что она тоже главная героиня.
Итак. Открывается занавес, на сцене среди прочих Алена Охлупина в роли Ольги. То есть, собственно, на данный момент Ольга. Молодая, но невероятно уставшая женщина с непрекращающейся головной болью. И несмотря на эту боль, она хлопочет у стола, украшая его к празднику своей сестры. Она переносит цветы, она думает о том, чтобы было красиво, думает о том, чтобы доставить удовольствие сестрам, гостям. Другим, не себе.
Далее. Пожар. На сцене снова Ольга Алены Охлупиной. Она опять снует по дому, собирает вещи для погорельцев, готова отдать всё. Опять она думает не о себе, о ком-то, кому хуже, чем ей.
И вот в этом стремлении отдать всё, что можно другим, Алена Охлупина в роли Ольги невероятно убедительна. Я словно вижу не актрису, а реальную женщину, удивительную своей способностью отдать всю себя без остатка. И как жаль, что этого никому не нужно. Разве что Кулыгин В.А.Бабятинского как-то мимолетом произносит: если б не Маша, женился бы на тебе. Понимает, что такая женщина думала бы о нём в первую очередь, потом уж о себе, или бы вообще о себе не думала бы.
Я вспоминаю, как тонко, лёгкими акварельными мазками создаёт описанный мной образ актриса. Вот только слегка наклонила голову, сложила тонкие руки, вот произносит: как бы я мужа любила… Всего-то несколько штрихов, но я понимаю, любила бы, окружала бы заботой. Вот печальнейший взгляд обращенный то ли в себя, то ли куда-то вдаль и фраза о том, что брат стал другим. Всего-то несколько штрихов, а я кожей чувствую, как больно этой женщине осознавать, что надеждам, связанным с любимым братом, не суждено сбыться. Разочарование – это страшно, это крах. Вот недоуменный или брезгливый взгляд на Наташу, слегка повернутая в сторону, отстраненная голова, а кажется будто Ольга ставит между собой и этой жуткой персоной стену, непробиваемую.
Удивительную женщину создала для меня и таких зрителей, как я, Алена Охлупина.
3) 13 апреля – о работе Варвары Андреевой.
«Не отпускает» меня спектакль «Три сестры». То и дело вспоминается то одна сцена, то другая. То один акцентик, то другой.
Помню и Ольгу Пашкову в роли Маши и Алену Охлупину в роли Ольги. Помню и Варвару Андрееву в роли Ирины. Сначала восторженную девочку, полную надежд на лучшее. Затем разочарованную, уставшую, надломленную девушку, не заметившую, как обидела беззащитного человека. Ненароком обидела, спохватилась, а поздно, даже прощения не попросишь. И вот переживание. Недоумение: как же это могло произойти? И в финале – женщина, ничего хорошего не ожидающая от жизни, кроме труда.
Итак. Открывается занавес, на сцене среди прочих Варвара Андреева в роли Ирины. То есть, собственно, на данный момент Ирина. Юная, восторженная, романтически настроенная. Сколько надежд! Ожидание счастья! Восторг переполняет ее! В ее порывистых движениях, быстрой речи ощущается вся полнота жизни этой девочки, младшей сестры и наверняка всеобщей любимицы. Не согласна с теми, кто писал, что актриса играет чересчур восторженно. По-моему, совсем не чересчур, а в самый раз. Во всяком случае так было на том спектакле, который я смотрела. Так почувствовала я.
Далее. Прошло время. Развеялись, как туман, мечты. Суровая реальность. Работа без поэзии. Отупляющая. И вот уже на сцене сидит девушка, расстроенная, в упадническом настроении, с опущенными руками. Как могло произойти то, что произошло? Накричала на женщину, не сдержалась. Забывается итальянский. Уходят годы. Нет любви. И угасает надежда на отъезд. В доме невозможно, тут уже властвует серость. Дом становится чужим.
Любовь. Нет, её-то любят. Барон. Предан, ежедневно рядом, выслушает. Но сердце к нему не лежит. Актриса показывает доброе отношение к барону, дружеское расположение, но также видно полное отсутствие любви со стороны Ирины. Соленый. Любит. Тянется к ней, А ей хочется отодвинуться. Актриса отшатывается от него, отходит, будто предчувствует, что он принесет ей горе, доломает уже надломленную жизнь.
С замиранием сердца наблюдала я трансформацию личности, показанную В.Андреевой. Меняются движения с порывистых на замедленные; меняется голос от радостных вскриков к медленной негромкой речи. Как будто ее героиня в течение спектакля меняет цвет с голубого на серый. Или с розового на коричневый. То полна жизни, а под конец – мрачная, почти безжизненная, тоскливая. Как выжженная пустыня. Что произрастет из такой почвы? Уж точно не красивые экзотические благоухающие цветы. Только колючки какие-нибудь. Но все равно – это жизнь. Да, такая вот трудная и трудовая, но жизнь. Пусть безнадежная. И без любви.
Ах, как жаль этих милых сестер, как хочется, чтобы их жизнь переменилась. Благодаря актрисам О.Пашковой, А.Охлупиной и В.Андреевой сценические персонажи ожили для меня, вызывают сопереживание и сочувствие.
Я благодарна актрисам за их работы. Безмерно благодарна режиссеру за то впечатление, которое живет во мне вот уже много месяцев от спектакля в целом. В новом сезоне я несомненно приду на этот спектакль. И возможно не один раз.
У меня получился очень длинный отзыв. Но он все же меньше, чем тот отзвук спектакля, который постоянно всплывает в моей памяти. Как постоянно длящийся звук лопнувшей струны. Или наоборот, как первый аккорд невероятно красивой мелодии.