Светлана Макарова
25 сентября 2019 г.
Режиссер спектакля Владимир Драгунов пьесу «Игроки» поставил очень необычно, перенеся действие на полвека ближе к нашему времени. Произведение Н.В. Гоголя стало ещё современнее и созвучней действительности: раздвинулись временные границы.
Оформление сцены завораживает. Эффектная цветовая гамма интерьера комнат даёт возможность разыграться воображению. Всё продумано до мелочей – декорации немного романтические, немного ироничные, говорящие каждой деталью о двусмысленности происходящих событий. Здесь и игорный стол, и бюст Гоголя на шкафу, который словно наблюдает за происходящими на сцене событиями, и полупрозрачная перегородка, разделяющая комнаты, в одной из которых происходят реальные, а в другой воображаемые события. Чудесная музыка гармонично сливается с действием.
Наша жизнь – игра? Да... и для некоторых игра – это жизнь и способ существования. Игра заменяет всё – и работу, и семью, и любовь, а счастье приносит только возможность обмануть ближнего.
В спектакле настоящая интрига. Шулеры и мошенники объединяются: играют в карты, веселятся, хитрят и обманывают окружающих и… друг друга. Всегда найдётся тот, кто окажется проворнее, умнее, хитрее и превзойдет даже в шулерском таланте. Вот уж по истине, «наскочил плут на тройного плута»!
Герои пьесы удивительны и оригинальны: мастера и «философы» в игорном деле, разработавшие уникальную технологию обмана.
Ихарев, главный герой пьесы, замечательно представлен артистом Игорем Пертенко. Он личность неоднозначная: не злодей, но и не добрый человек. У него есть неплохое хозяйство, приносящее прибыль, но ему не хочется честно зарабатывать деньги. Зачем? При шулерском мастерстве можно за вечер получить то, что заработаешь за год. Актёр ярко показывает отношение своего героя к жизни – Ихарев ощущает себя выше других, так как имеет уникальный талант. Талант мошенника и шулера. Он даже «романтик» и у него есть «Муза». А эта Муза, Аделаида Ивановна, колода карт, созданная для плутовской игры. И вдруг он, уверенный в себе и своих способностях шулер Ихарев, становится жертвой виртуозного обмана, разыгранного его же «друзьями»-картёжниками. Ихарев потрясён и раздавлен. А финальное танго с Аделаидой Ивановной и заключительный монолог – апофеоз его судьбы, судьбы гениального карточного плута.
Восхитительна актриса Наталья Калинина в роле Музы, Аделаиды Ивановны! Волшебная и грациозная – воплощение мечты.
Слуга Ихарева (Актёр Александр Наумов) и Алексей, служащий гостиницы (актёр Станислав Сошников), – люди на своём месте. Они, что бы ни случилось, прекрасно служат господам.
Степан Иванович Утешительный великолепно показан артистом Глебом Подгородинским. На первый взгляд он добропорядочный интеллигент и очень располагает к себе. НО!.. под маской добродетеля скрывается великий плут, человек непростой и непредсказуемый. Глеб Подгородинский в образе Утешительного на протяжении всего спектакля преображается, словно в его герое живут разные люди. Он то услужливый, искренний и добрый, то холодный и непреклонный, не поддающийся ни на какие уговоры. Компания шулеров разыгрывает настоящий спектакль, чтобы обмануть Ихарева. Утешительный – режиссёр спектакля и главный герой. И ото всех этих событий он получает наслаждение – для него обман и мошенничество возведены до высот искусства.
Друзья Утешительного – мошенники ему под стать. Пётр Иванович Швохнев (артист Василий Зотов) весёлый, обаятельный и азартный, полковник Крутель (артист Михаил Фоменко) задумчивый и дружелюбный. Но это маски. Все эти «друзья» вместе – нерушимый союз шулеров.
Очень характерные и другие участники обмана. Глов (артист Валерий Афанасьев) восхитителен в образе богатого отца. Он, знающий себе цену элегантный и уверенный человек, в порядочности которого нельзя не сомневаться. Но и это игра! Его «сын» Александр (артист Максим Филатов) предстаёт восторженным юношей, мечтающим стать гусаром. Актёр прекрасно показывает бурю эмоций молодого человека, который тоже оказывается обманутым компанией Утешительного. Великолепен Алексей Дубровский в роле чиновника Замухрышкина. Он непринуждённо рассуждает о жизни чиновников, о бюрократизме, взяточничестве и обмане. Алексей Дубровский оригинально и интересно расставляет акценты в монологах своего героя. Остро чувствуется, как современен и близок нам Гоголь: его сатира и юмор, размышление о природе лжи и о людях со странными взглядами на честность, совесть и порядочность. И понимаешь, что герои пьесы могут быть вполне реальны – ведь в любой век есть лжецы мошенники и плуты.
СПАСИБО за прекрасных «Игроков»!!!