Светлана Макарова
6 марта 2019 г.
Режиссёр Владимир Бейлис представил очень многоплановую пьесу. Философский и глубокий спектакль. В нем затронуты и вопросы взаимоотношения внутри семьи, и показана проблема отцов и детей, показана любовь, искренняя дружба и преданность, и жажда власти и наживы. Невозможно оторваться от действия – три с половиной часа на одном дыхании!
Необычные декорации Бориса Мессерера помогают понять замысел авторов спектакля. Как только открывается занавес, мы видим ещё один занавес, напоминающий забор из сосновых палок. Он то поднимается, то опускается при смене действий, словно отделяя зрителей от неприятных событий, происходящих в спектакле. А, может быть, это главные герои попали за забор, может быть их туда загнали и заперли?...
На протяжении всего действия звучит прекрасная музыка Эдуарда Глейзера, создавая настроение то весёлое, то печальное. Гармонично и продумано всё – и интерьер комнат, где проходит действие, и костюмы героев. Всё с самого начала спектакля готовит зрителей к печальному финалу. Жизнь очень непроста. Она бывает даже трагическая и невыносимая. Но в ней всегда есть много и счастливых, и весёлых мгновений, и, конечно, любви! В спектакле показаны искренние чувства между пожилым человеком, имеющим детей и большую семью, и молодой девушкой. Их счастью не суждено сбыться. К сожалению, порой, деньги и жажда власти побеждают любовь.
Маттиас Клаузен, пожилой и богатый вдовец влюбляется в девушку и мечтает о счастливых годах на закате своей жизни. Этот образ прекрасно показывает артист Борис Клюев. Клаузен – человек сильный, личность гармоничная и цельная. Он способен на настоящий поступок и его непросто победить. Он любит, и любовь его окрыляет. Для уничтожения такой личности нужна сила ещё большая. И сломить этого сильного человека смогли его дети и родственники. Собравшись вместе, они устраивают заговор. Признать безумным, недееспособным родного отца, ради денег и наживы – такую цель преследуют дети. Маттиас Клаузен не выдерживает предательства и расстаётся с жизнью по собственной воле. Борис Клюев показал все тонкости характера своего героя – и яркие нежные чувства, и природный юмор, и силу воли, и твердость характера, и трагедию сломленного пожилого человека.
Инкен Перерс, молодая девушка, искренняя и добрая, влюблённая в Маттиаса Клаузена . Актриса Ирина Леонова показала свою героиню чуткой, сердечной, готовой отдать жизнь и молодость своему любимому. Её не интересуют ни богатства, ни положение в обществе. И в финале, не задумываясь, она покончила с жизнью, чтобы не быть одной, без Маттиаса.
Дети Маттиаса Клаузена – Вольфган, сын, (актёр Игорь Петренко) слабохарактерный и мелочный, но с огромными амбициями; Беттина, дочь, (актриса Елена Харитонова) немного истеричная, но властная, уверенная в том, что отец должен ей подчиняться безоговорочно; Отиллия, дочь (актриса Полина Долинская), а также её муж Эрих (актёр Александр Фадеев) и Паула, жена Вольфгана (Актриса Ольга Абрамова) – всё они участвуют в заговоре против отца, боясь потерять деньги и наследство. Предательство и ложь – вот, что готовят дети своему отцу. И объясняют всё это самыми лучшими побуждениями. Только младший сын Эгмонт (актёр Максим Филатов) остаётся преданным отцу. Сцена заговора впечатляет и потрясает. До чего же может довести человека алчность! А в финале спектакля, словно черные вороны за добычей, напоминая тени страшных людей, дети-предатели приходят за Маттиасом в дом Инкен. И Маттиас Клаузен погибает.
Отлично показан друг Клаузена доктор Штайниц актёром Владимиром Дубровским. Сдержанный и немного саркастичный, как большинство докторов, он в любую минуту готов придти на помощь. Доктор Штайниц – человек, которому можно доверить всё, даже жизнь. Дай Бог всем таких друзей!... Но, и его старания не помогают.
Великолепен актёр Василий Дахненко в образе Винтера, секретаря Маттиаса Клаузена. Элегантный, по-немецки аккуратный и невозмутимый, он до самого конца предан хозяину.
Финал пьесы трагичен и немного напоминает Шекспира. В XX век возвращается «Король Лир». А завершается спектакль философским намёком на перерождение, воскрешение героя, как в романе у М. Булгакова. Финал очень яркий и сильный. «Я жажду заката» – эти слова Маттиаса Клаузена становятся реальными. В глубине сцены, на фоне заката появляются Инкен и Маттиас. И мы чувствуем объединение душ любящих людей.
Человеку можно запретить делать то, что он хочет, подавить волю, искалечить душу, отнять свободу и даже отнять жизнь, при этом мотивируя подлые действия лучшими намерениями. Но настоящему Человеку нельзя запретить любить и до конца оставаться добрым и душевно щедрым. Так же как нельзя запретить закат Солнца.