Светлана Макарова
3 декабря 2019 г.
В спектакле режиссёра Василия Фёдорова всё гармонично и взаимосвязано: великолепные и очень продуманные декорации и костюмы, дивная музыка и чудесная эмоциональная игра артистов – всё это погружает нас в удивительную атмосферу пьесы и раскрывает глубокий смысл великого произведения А.Н. Островского. Деньги и совесть, деньги и любовь и преданность, деньги и человеческое достоинство… Эти проблемы рядом, и конфликт неизбежен.
Декорации спектакля хочется особенно отметить. Кроме великолепия и красоты интерьеров комнат, в которых происходит действие, во всех деталях оформления заложен глубокий смысл. В обстановке много зеркал – они на стенах, занавесках, потолке, и большое зеркало в середине комнаты главного героя. А как же? Красота должна отражаться, должна быть видна, особенно человеку, которой восторгается… собой! А, может, эти зеркала нам покажут истинное лицо тех, кто не имеет красоты душевной, а любуется только внешним фасадом.
Спектакль начинается… и, будто, из театра теней, появляется молодой человек, который увлекает в игру, очень похожую на жизнь. Перед нами предстают замечательные персонажи.
Аполлинарию Антоновну, пожилую даму прекрасно играет актриса Ирина Жерякова. Аполлинария Антоновна очень эффектная женщина, немного кокетливая и игривая. Она преклоняется перед красотой мужчин и считает, что это самое главное. Ирина Жерякова интересно показала свою героиню, испытывающую искренний восторг, гордость от того, что её племянница Зоя замужем за красавцем Аполлоном Окоёмовым, и благоговение перед его внешним обликом. Внешность и лоск затмили все внутренние (не очень приглядные) качества красавца. Радость от общения с Аполлоном для неё так велика, что Аполлинария Антоновна с удовольствием собственноручно снимает с него обувь. Ну, что же – светская дама любит молодых и красивых. В финале пьесы она выходит замуж за молодого поклонника Жоржа. (Эх, не все на ошибках учатся!) «Вот вам и уроки! Бабе пятьдесят лет, выходит замуж чуть не за мальчика и рада-радехонька.» Она счастлива! Обворожительное белое платье, сани, веселая песня – яркое и эффектное завершение спектакля.
Актриса Лидия Милюзина отлично играет Зою Васильевну Окоёмову, племянницу Аполлинарии Антоновны. Зоя скромная, добрая, романтичная, любящая и искренне преданная своему красавцу мужу. Она пойдёт для него на любую жертву. Зоя богата, но муж-красавец за шесть лет их жизни её разорил – проигрался и заложил имение. А Зоя согласна даже на обманный флирт для развода, чтобы помочь мужу. Но, в финале она узнаёт жестокую правду о том, как муж выбирает себе новую богатую жену. Лидия Милюзина очень трепетно и нежно показала преданность любящей женщины, готовой ждать, когда её бестолковый муж одумается. И надежда остаётся!
Аполлон Евгеньевич Окоёмов, муж Зои, отлично показан Максимом Хрусталёвым. Аполлон – настоящий ловелас, который в своё время удачно женился. Промотав большую часть состояния жены, он нашёл выход – развестись с любящей супругой и жениться на ещё более богатой невесте, невзирая на её внешность и внутренние душевные качества. Он соблазняет сначала одну девушку, а затем находит миллионершу, но попадает в ловушку, созданную обманутыми женщинами. Артист Максим Хрусталёв прекрасно представил уверенного в себе красавца – охотника за деньгами. Его амбиции и самолюбование выше всех человеческих качеств, а в его душе пустота. Хотя Аполлон Евгеньевич иногда чувствует некоторую неловкость – ведь жена ему очень предана! В финале, когда план выгодной женитьбы рухнул, а сам Аполлон разоблачён, унижен и раздавлен, он понимает, что всё же внешность и деньги не главное. Удастся ли ему исправиться или он останется лишь бездушным красавцем-мужчиной? Можно только надеяться, что жизненный урок пойдёт на пользу.
Артист Александр Волков замечательно сыграл друга Аполлона Окоёмова – Никандра Семёновича Лупачёва. Человек с «не безукоризненной репутацией» очень хочет войти в светское общество. Никандр Семёнович помогает своему другу развестись с женой, преследуя цель, в последствие на ней жениться. Александр Волков точно передаёт расчётливую натуру своего героя. В случае женитьбы на Зое – любовь и деньги соединились бы для Лупачёва, но этому не суждено сбыться.
Восхитителен артист Дмитрий Кознов в образе Наума Федотыча Лотохина, дальнего родственника Окоёмовой. Богатый барин, очень деловой, но не лишён обаяния и внимания женщин. Наум Федотыч помогает дамам (конечно не бескорыстно) в экономических делах, связанных с содержанием имений. Артист Дмитрий Кознов играет ярко, с тонким юмором и лёгкой сатирой. Наум Федотыч представляется весёлым и добрым – и, ведь, благодаря ему, заботливому родственнику, у Зои сложилось всё удачно с её состоянием. А то бы пропала барышня!
Ольга Пашкова замечательно показывает Сосипатру Семёновну, сестру Никандра Семёновича Лупачёва. Элегантная и красивая женщина с сильным характером, готовая придти на помощь обманутым девушкам. Пусть даже не очень честным путём, но она рада отомстить за предательство мужчины-красавца. И вместе с брошенной невестой Сусанной Сергеевной, которую отлично сыграла актриса Алёна Колесникова, устраивает жестокий, но поучительный розыгрыш для Аполлона Окоёмова.
Артист Алексей Коновалов великолепен в образе Фёдора Петровича Олешунина, молодого человека, который ухаживает за Зоей Окоёмовой. Смешной, обаятельный чудак очень себялюбивый. Для него главное не столько ответная любовь, сколько то, чтобы все знали о том, что ему оказывают внимание. Алексей Коновалов эмоционально и ярко представляет этого влюблённого эгоиста.
Пьер (артист Игнатий Кузнецов) и Жорж (артист Кирилл Шварценберг) – весёлые беззаботные молодые люди, которые хотят в светском обществе знать всё и про всех и быть среди любимчиков знатных дам. Они временами напоминают Бобчинского и Добчинского из «Ревизора» Н.В. Гоголя. А Жоржу всё же удалось стать знатным мужчиной – он женится на Аполлинарии Антоновне.
Спектакль завершается пластичным кружением главного героя и падением. Также как и в начале – игра теней и образов. Но!… красивая свадьба Аполлинариы Антоновны даёт право на воображаемое продолжение, а какое оно будет – это наш выбор.
Артисты очень реалистично показывают своих героев, и невидимая нить соединяет классическую пьесу 19 века с современной жизнью. Человеческие чувства неизменны во все времена, так же как и поступки людей. Главное, чтобы все ошибки были учтены и исправлены. Этот спектакль яркий, красивый, весёлый напоминает нам, что всё это может случиться и в наше время. И только с добротой и любовью к людям и с юмором к самим себе, мы сможем понять и оценить свои действия, исправить ошибки.
СПАСИБО за замечательный спектакль!