Владимир Чекмарев
24 октября 2018 г.
Огненный сокол над Смоленском
1609 год, Смоленск уже 95 лет Русский, но под его стены приходит армия короля Речи Посполитой Сигизмунда. А на Москву ушли польские отряды и в России набирает обороты Смута, Лжедмитрий II борется за трон с боярским царем Шуйским, и огненные птицы войны, вьются и над хижинами и над дворцами.
Именно об этих событиях рассказывается в книге В.Р.Мединского «Стена», по мотивам которой поставлен спектакль Малого театра «Смута».
Во главу сюжета поставлена легенда о кладе Бориса Годунова в подземельях Смоленской крепости. И действительно, что заставило Сигизмунда два года сидеть в осаде, а не вести войска в Москву, дабы сесть на престол (ибо хитрован Сигизмунд вовсе не собирался отдавать его сыну). Конечно золото. (Правда золота он там так и не нашел). Ну а теперь о самом спектакле…
Сразу хочу отметить великолепные декорации, что, впрочем, является одной из визитных карточек Малого театра. Сразу создается полное ощущение адекватности с реальными крепостными стенами, поражающее воображение. Плюс отточенная до сантиметра и секунды, постоянная трансформация декораций вызывает ощущение некоторой време`нно-пространственной лакуны. А медиа-задник, вкупе с проекционным декором действия, довершает эти ощущения. И очень удачен постоянный флер Огненного сокола на сцене, так и висят в подсознании огненные буквы - ВОЙНА!
И кое-что по ролям и исполнителям…
Шеин, воевода Смоленска, в исполнении Народного артиста России Валерия Афанасьева. Роль, как под него написана, вписался в образ абсолютно. Харизматичный – «Слуга царю, отец солдатам».
Понравился Фриц Мейер Олега Добрована. У него моторика именно повоевавшего наемника. Не удивлюсь если узнаю, что в биографии Олега есть Иностранный легион (шутка). Ну очень похоже. Солдат сам в себе.
Дьяк Разбойного приказа Логачев, Александра Белого. Абсолютно шикарнейший «молчи-молчи». Когда он кого-либо подозревал или допрашивал на сцене, некоторые зрители в зале аж поеживались. Великолепная смесь отрицательной и положительной харизмы, актеру безусловно удалась. Периодически казалось, что на нем не очки, а пенсне. Тем более что в книге у Мединского его звали Лаврентий Палыч.
Очень неплохо показан Ерошка, Владислава Тирона. Играть болезных и юродивых очень непросто. Ведь еще Великий Иван Семёнович Козловский говаривал, что партия Юродивого из Бориса Годунова, далась ему тяжелее, чем Ромео и Ленский вместе взятые. Но у Владислава эта роль очень хорошо получилась.
И абсолютно поразил Сигизмунд III, король Польши, Валерия Бабятинского. Очаровательнейшая трактовка блестящего королевского цинизма, бездна харизмы, элегантность движений. И как отличный штрих образа, пара белоснежных борзых.
В заключение скажу, не как театральный критик, а как историк… Спектакль очень своевременный. Что такое Смоленск, Смоленск это замок на Московском тракте и не забывайте, Смоленск снова пограничный город. Так что показывать эту работу старшеклассникам и студентам, считаю не лишним.