Jane
21 марта 2005 г.
Несмотря на то, что прошло уже более 12 часов после финальной сцены "Мудреца", я все еще переполнена мыслями, чувствами, эмоциями, ассоциациями, порожденными этим замечательным спектаклем! Если заметите сумбурность и непоследовательность в моем отзыве, это от переизбытка дум.
Сначала, специально для Вас, отмечу гусарскую роль Вершинина. Очень понравилась его игра в первом действии. Меня "настроил" на спектакль именно он, а не Зотов-Глумов. Дуэт Вершинина и Ермакова "вытянул" начало спектакля и уверил в том, что впереди все будет хорошо.
Теперь, собственно о самом спектакле. Даже скорее о своих впечатлениях и ощущениях.
Со мной впервые произошла такая ситуация во время театрального действия, когда я не просто смотрела его, а "пропускала" через себя. Попытаюсь описать это состояние. Может быть, Вы видели американский фильм "Приведение"? Так там есть моменты, когда в женщину-экстрасенса вселяется дух человека, и она "ощущает" его в себе. Только в меня вселялись не духи, а образы, создаваемые актерами, играющими на сцене. После того, как заканчивался монолог или очередная сцена, один образ покидал мою сущность, а следующий наполнял. Поэтому к концу спектакля эмоциональный накал достиг наивысшего уровня, и к чему это привело, я скажу позднее.
Самое главное, что хочу отметить, это современность всех тем, которые великий Островский поднял в своей комедии. И для меня "Мудрец" - это не сатирическое повествование о характерах, ситуациях, вопросах XIX века, это - сегодняшний день, сегодняшние типажи и сегодняшние проблемы
Необычность вчерашнего просмотра заключалась еще и в том, что одновременно 2 поколения нашей семьи имели возможность видеть игру актеров Малого театра. Обсуждение во время антракта и после спектакля показали, что "дети" смотрят действие в одной плоскости, а "родители" - в другой.
Что касается, игры отдельных актеров, то молодежь в восторге от Ирины Муравьевой! Я думаю, что когда они смеются во время сцен с ее участием, они смеются не над репликами Клеопатры Львовны, не над ситуацией, в которую она погружается сама и хочет вовлечь Глумова, а потому что они ЛЮБЯТ Муравьеву и ЛЮБЯТ ее игру!
А я смеюсь потому, что все, что делала героиня Муравьевой вчера на сцене Малого театра, ежедневно повсеместно в XXI веке делает множество женщин возраста, в котором находится Клеопатра Львовна. И игра Муравьевой (рожицы, выпученные глаза, высунутый язык, подпрыгивания, обмороки) здесь, по- моему, уместны. Хотя в роли Аркадиной лично мне она нравится намного больше.
Теперь о Глумове. О великий Островский и Малый театр! У меня было ощущение, что что прямо из наших уважаемых учреждений на сцену был перенесен этот образ! Все до боли знакомо и узнаваемо! Зотов очень понравился моей молодежи. Еще бы не понравиться?! Приятная внешность, гармоничные пропорции и желание нравиться. Для меня его игра показалась резкой, он как бы существовал отдельно от всех остальных актеров. Обязательно посмотрю "Мудреца" с Вершининым в главной роли, тогда дополню.
Б. Клюев в роли Крутицкого был великолепен! Понравился всем. А. Потапов, А. Клюквин постепенно "разогревались", набирая колорита, и к концу были хороши.
Т. Панкову я видела сначала в фрагментах записи "Мудреца" в передаче, посвященной ее творчеству. Но вчера, сидя слева во 2-й ложе бель-этажа смогла, затаив дыхание, наблюдать за каждым ее движением, следить за мимикой, насладиться игрой настоящей Актрисы. Была чрезвычайна благодарна обстоятельствам, которые позволили ей выйти на сцену в этот вечер. Считаю, что она внесла и вносит свой вклад в сокровищницу великого русского театра. В той передаче Т. Панкова рассказывала о своем участии в комедии, которую пришлось играть актерам Малого в годы Великой Отечественной войны всего лишь для одного майора, отправляемого на разведку в тыл врага. И я смотрела на нее вчера и думала, что актер - это не только человек, который играя на сцене, зарабатывает себе на жизнь, это - человек, который своим творчеством очень сильно воздействует на окружающих, формирует взгляды, мораль и принципы современников. Спасибо Т. Панковой за ее стремление стать актрисой, за то, что она стала ею и за то, что мы ее можем видеть и слышать
О.Пашкова хороша в образе Машеньки, стремящейся жить на широкую ногу, грешить и каяться. Мой муж был от нее в восторге! Альтернативное мнение относительно игры Ольги было у моей незамужней дочери. Думаю, комментарии здесь излишни.
С замиранием сердца я ждала появления Э. Быстрицкой. Думается, что ей удалось отвести все нападки на нее в последнее время. Да, вот такая она - ее Турусина! И опять во время ее игры расслоилось мое воображение, и стали выстраиваться определенные параллели и ассоциации. Все, что было в ее игре, в ее образе, все это есть и будет! И ее смех, кому-то он покажется пьяным в финальной сцене, это ответ всем нам Э. Быстрицкой с ее личной жизненной высоты. И смеется она вместе с великим Островским потому, что мы все люди и мы все равно обманем. Простите, если это высказывание кому-то покажется некорректным.
Вот и финал! Много слов, много возгласов и эмоций. Из нашей пятерки двое дали оценку:"В восторге!", трое: "Спектакль очень понравился". Выхожу из театра на улицу, оперевшись на руку своего зятя и обмениваясь мнениями. Слышу резкий свист???!!! Прихожу в себя. Понимаю, что мы двигаемся не в ту сторону. Пришлось обернуться и увидеть, как с противоположной стороны от входа стоит муж, вопросительно смотрит на меня, а дочки-очаровашки, поддерживаемые его мощными руками, умирают со смеху. Да... Свист у Малого театра!!! Будем считать, это от захлестывающих эмоций!
Спасибо Островскому Спасибо Малому театру