Наталья
8 февраля 2008 г.
Малый театр всегда славится сохранением традиций классики:А.П. Чехова, А.К. Толстого, А.Н. Островского. Малый не случайно называли "домом Островского": спектакли по его пьесам, заложившим основу русского национального репертуара, стоит смотреть именно здесь. В Малом можно насладиться русской речью, увидеть жизненное, современное прочтение пьес, которым вот уже полтора века. Всё это относится и к спектаклю "Свои люди - сочтёмся!", который я посмотрела 7 февраля 2008 г.
Декорации, музыкальное оформление, постановка, игра актёров, костюмы - всё это служит выражению главной идеи: как ты относишься к людям, так и твои дети, когда вырастут, будут относиться к тебе. Очень современная идея, тем более, в свете Года ребёнка и Года семьи.
Игра актёров мне очень понравилась истиной страстей и правдоподобием чувствований в предлагаемых обстоятельствах. Пусть в первой половине спектакля темпоритм довольно неспешен - он всё же быстрее, чем было допустимо во времена Островского. Точны и своевременны оценки происходящего персонажами, взаимодействие актёров на сцене создаёт впечатление естественного общения. Непревзойдённа в этом смысле Людмила Полякова. Её Аграфена Кондратьевна, в самом деле, "дама изнеженная", и всё, что ей приходится претерпевать по ходу действия, рождает её адекватную реакцию: где-то снисходительную, где-то оборонительную, где-то соострадающую и т.п.
Липочка - Екатерина Базарова - неожиданна для меня, но актриса чётко ведёт линию своего образа - пересидевшей в девках купеческой дочки со своими амбициями. Её отношение к родителям кажется закономерной реакцией на "тиранничание" старших.
Лазарь - С. Тезов - кажется староват. Но,верно, жук ещё тот... Всё время, пока он на сцене, следишь за его мимикой, жестами, интонациями, видишь его "двойное дно". Как меняются его манеры после женитьбы! Но он не такая сволочь, как его жена, в нём видны ещё какие-то судороги совести.
Большов - В. Петров - хорош! Чёткие реакции, оценки, подтексты, вторые планы... Купец - всякий скажет, что купец. :)) Разительна его перемена в сцене прихода из тюрьмы: вместо нарядного костюма - арестантская шинель, волосы - не тщательно уложенные, золотистые, а спутанные седые пряди... Но он ещё надеется на "детушек". И вдруг - предательство дочери. Мне показалось, что купец Большов - центральная фигура данного спектакля.
Рисположенский в исполнении Владимира Носика показан не просто пьяницей, но и человеком, который видит хозяина в каждом, кто больше заплатит. Это делает образ неодноплановым. Однако мне кажется, что это не единственное решение данного персонажа.
Сваха - актриса Л. Кичанова - слишком, на мой взгляд, современна. Хотя играет хорошо, но играет этакую клушу, вышедшую на пенсию после 25 лет вязания и чаепития в НИИ.
Устинье Наумовне, очевидно, всё надоело.
Фоминишна - К. Блохина - настоящая замоскворецкая ключница времён Островского, как я её представляю. Браво!
Тишка - С. Потапов - тоже слишком взрослый для "мальчика". И зря выкинули ключевые слова этого персонажа о том, что он подрастёт, станет приказчиком, так его будущему хозяину не поздоровится: порочный опыт обмана и облапошивания благодетелей будет воспроизводиться и в будущих поколениях. От этого, несомненно, зритель может приуныть, но ведь посыл авторов спектакля в том и заключается, чтобы публика обернулась на себя, на свои отношения с собственными детьми.