Владимир Чекмарев
10 декабря 2018 г.
Таланты и поклонники. Век ХХI
Через три века проходит в сотнях постановок эта пьеса Островского, и недаром она не сходит с подмостков сцены до сих пор. Есть в Островском некое волшебство, но что бы его прочувствовал зритель, нужна серьёзная театральная команда и в Малом театра она естественно есть.
«Таланты и поклонники» идут в Малом уже 137 й сезон и площадка более, чем отработана, но согласитесь, что театр XIX века, это всё-таки не совсем театр века XXI. Ведь само понятие комедии сейчас уже другое нежели тогда и социум достаточно сильно изменился. Но Малый на то и Академический театр, чтобы не бояться смелых решений. Режиссер Владимир Драгунов, своим филигранным резцом, не то что бы как скульптор отсек все лишнее, от глыбы мрамора, а как бы чуть-чуть подправил и приблизил в зрительском восприятии, композицию XIX века, к веку XXI.
Сама эта пьеса, была частью большого социального-психологического эксперимента Островского. Некий ареал где обитали: чистая душой бесприданница, группа отрицательных персонажей дворянско-купеческого звания, мечтающих сбить с пути истинного провинциальную девицу и простоватый юноша жених. Ну и как тут не обойтись без актеров, когда бродячих, когда просто. Вся эта так любимая Островским яркая череда: Счастливцевых, Громиловых, Незнамовых. Несчастливцевых и Шмаг. Островский как мне кажется, так и не решил, как показывать героиню в окончательной трактовке, то ли простой провинциалкой, то ли актрисой осененной талантом и делающей себя сама.
Ну а Владимир Драгунов сделал свою трактовку пьесы, и она стала действительно комедией в современном понимании. Главное, что несколько смещены акценты характеров, и пьеса звучит отнюдь не так, как в XIX веке:
У Домны Пантелеевны стало меньше потребительской жесткости.
Князь Ираклий Стратоныч Дулебов, по Островскому - важный барин старого типа, пожилой человек – стал молодящимся мышиным жеребчиком, которого с очаровательной отрицательной харизмой, изобразил Александр Дривень.
Чудесно вальяжный Громилов, Михаила Фоменко. Актер абсолютно вписался в театральную линию Островского, в нем настолько был силен флер Шмаги, что я все время ждал фразы: «Мы актеры, и место наше в буфете».
Опять же потрясающая элегантная негативность образа Григория Антоныча Бакина, прекрасно показанная Василием Даненко, эдакий веселый циник с отменным чувством юмора, не скрывающий своего легкого негодяйства и наслаждающийся этим.
Ну а Дарья Новосельцева, тонко и блестяще сваяла образ, с одной стороны Чеховско-Тургеневской барышни, но с другой стороны вполне самодостаточной особы, которая несмотря на кажущуюся простоту, гораздо более глубокий персонаж, чем кажется на первый взгляд. Мне очень понравились проявляющиеся практически незаметно, искорки юмора в ее трактовке роли.
Нет, учитывая то, что Королеву всегда играет свита, то от снижения режиссером градуса, той заложенной Островским легкой отрицательности Великатова, (который из почти Кнурова, стал добряком меценатом, но естественно себе на уме), образ Негиной зазвучал гораздо менее трагично, чем в канонической версии.
Еще улыбнула массовка, чем то напоминающая Авлабарских Кинто.
Ну и конечно, неким центром всей композиции, был великолепнейший Мартын Прокофьич Нароков, в блистательном исполнении Народного артиста России Александра Ермакова. Эдакий Несчастливцев ушедший в помрежи, но сохранивший Душу Актера.
Так что с большой радостью резюмирую, что Русский Театр Жив !