Человек в Чёрном
10 ноября 2010 г.
Сказать дежурное - «был потрясён увиденным», значит, ничего не сказать про этот спектакль.
Он не потрясает, он заполняет душу и сердце какой-то необъяснимой смесью из доброты и восторга.
Восторг был, и после первой реплики Марина-Неизвестного - «Вот, вот, «пучина»«, и от польки Потапова и Жевакиной, и от коротенькой реплики Кознова - «Заходи ещё», и....
И много ещё было прекрасных минут любования актёрской игрой по ходу действия.
А добротой, которая надолго остаётся в тебе, веет от всего спектакля в целом, от старинных наивных песен-баллад московских окраин, давно уже забытых, от задушевной игры дуэта гитары и баяна.
За всё это отдельное огромное спасибо режиссёру - Александру Коршунову.
Каюсь, по въевшейся привычке анализировать игру актёров и режиссёрское решение, кое-что царапнуло во время спектакля, но тотчас же и испарилось - не это здесь главное.
Теперь же, как удачливый грибник, перебираю улов - вот, задорные крепенькие подосиновички - залюбуешься, вот и с белым подфартило - большой, ядрёный, а вот, лисички, замечательные лисички - время их не берёт. А как сюда старый подберёзовик затесался - оплошал я, признаться, пожадничал видно....
Но, уйдём от иносказаний и займёмся конкретикой.
Сергей Потапов - Андрей Титыч - точное попадание в образ.
Весь в папеньку, однако, будет лучше, будет не так деспотичен, будет чаще спохватываться, и это явственно видно.
Особенно хочу заметить, что есть в арсенале этого артиста роль совершенно противоположная по своему внутреннему содержанию - Миша из «Детей солнца». Если его Андрей Титыч характер ещё до конца не определившийся, но весьма симпатичный, то Мишу он подаёт, законченным подлецом. Подаёт исчерпывающе, графически точно, никаких разночтений!
Ольга Жевакина - Сашенька.
То, что я написал о Сергее Потапове, относится и к этой актрисе. Так же её героиня «вся в маменьку» (Кстати, в «Правде хорошо...» она была вся в бабушку - прекрасно ухваченная характерная чёрточка.) Тоже самое скажу и о её Фимке из «Детей» - совершенно противоположный, и мастерски сыгранный, характер.
А как Сергей Потапов и Ольга Жевакина, от избытка чувств, но недостатка слов в их излиянии, пускаются в польку!
Да, они профессионально выбивают дробь, но не этим любуется зритель - он слышит в ней несказанные нежные слова. Высший пилотаж!
Очень замечателен Марин в роли Неизвестного. Характер он создал (не без режиссёра, само собой) необыкновенный - этакий очень недалёкий, а попросту, круглый дурак-гимназист, окончивший некогда гимназию исключительно благодаря примерному прилежанию и беспримерному поведению. Но вот он разыгрывает из себя важный полицейский чин (чем, похоже, и добывает себе пропитание в настоящее время, мошенничая по-маленькой) - куда делась его робость! Даже его очки, въедливо впиваясь в собеседника, внушают страх.
Колоритен Тит Титыч Дмитрия Кознова, очень колоритен. И смешон, и чем-то неуловимо трогателен. А как подаёт свои реплики - пальчики оближешь!
Правда, в первую минуту своего пребывания на сцене он обозначил только внешний рисунок роли, но вскоре «влез в шкуру» своего героя, и как влез!
Мастерски точно играет роль подленького шантажиста Перцова Дмитрий Зеничев. Хам по призванию, «благородный» по рождению - всё в нём. С какой неповторимой интонацией он говорит, указывая на синяк под глазом, - «Он нанёс мне..., оскорбление». А ещё в его Перцове есть что-то от современных разводил, но не в лоб, ненавязчиво.
Хороша купчиха Круглова в исполнении Елены Дорониной. Здесь есть всё, - и замечательная игра, и живой характер.
Точна в своей Луше и Екатерина Порубель, очень точна.
И в завершении приятной для меня части - не раз я восклицал по ходу спектакля - «Ах, Александр Николаевич, какие слова. Какие слова!»