Елена Романова
4 марта 2016 г.
Не задался день - дождитесь вечера!
"День на день не приходится" - Малый театр, 25 февраля 2016 г.
Может понедельник наступить в четверг? Может, вопреки приметам, пролететь легко и весело за пару часов? В театре - да! Сцена Малого - самая подходящая для истории, рассказанной Островским. Только здесь наблюдательность автора, его знание человеческой натуры и сочувствие к её слабостям воплощаются так полно, глубоко, близко к первоисточнику.
Кстати, о сцене. "День на день не приходится" идёт в малом зале Малого театра. Но спектакль наполовину вынесен в зрительный зал, видимо, не только из-за размеров помещения. Режиссёр Александр Коршунов явно заполняет пространство действием, стирая границу между сценой и зрителем - как у него в "Сфере". Персонажи обращаются к публике - она живо откликается, особенно, на реплики с подтекстом. Спектакль тщательно продуман. Выстроен так, чтобы удерживать внимание зрителя чередой забавных моментов, куплетов в водевильном духе и потрясающих танцев. Решает эту задачу и внешнее оформление - броские костюмы, яркие цветовые и музыкальные акценты.
Впрочем, и задуматься есть о чём - пьесы Островского всегда поучительны. Умел он избежать назидательного занудства, сдобрив повествование то беззлобной шуткой, то ехидной насмешкой, а то и обезоруживающим признанием кого-то из героев в собственных грехах. Редкий дар! И залог успеха любой постановки по его произведениям. Главное - уловить суть, настроение пьесы и не додумывать за автора.
Он, словно опасаясь этого, сам назначил читателю/зрителю "проводника". Господин Досужев не выступает от автора, но подсказывает нам, кто есть кто. Появляется в ключевые моменты. В диалогах с ним раскрываются подробности сюжета и характеры главных героев. Очень подходящая режиссёру роль! Досужев Александра Коршунова веселее и бесшабашнее персонажа, описанного Островским в пьесе. Там он хитрее, практичнее. Похоже, что отповедь Андрюше он даёт вполне искренне: "Мало ты еще на свете жил, коли на приятелей надеешься! Так-то, мой милый! Деньги всегда дороже приятелей". И только знакомство с Тит Титычем заставляет его смягчиться. В спектакле же он от начала до конца "шут гороховый", у которого только "потеха на уме". Такой Досужев, конечно, симпатичнее, душевнее. Да и по-человечески глубже.
Тит Титыч, на первый взгляд, ещё один купчина-самодур из пьес Островского. Грубиян, невежа, дуболом... А в разговоре с Досужевым вдруг проявляет и гибкость, и уступчивость. Умеет, оказывается, не только медведем реветь. Вовсе теряет голос, когда сын, осмелев от отчаяния, отвечает "тятеньке" в тон. Видимо, с гордостью распознаёт в детище "свои кровя". Его буйство уже не выглядит пьяной удалью. Может, оно от широты души?.. Все эти нюансы тонко подмечены Дмитрием Козновым. Поёт его Тит Титыч тоже замечательно. Зачислить его в отрицательные герои получается с трудом.
Андрей Титыч с первых слов располагает к себе. Хороший парень, как ни глянь. Сразу видно, что всё у него получится. Придётся побороться за счастье по законам жанра, но ведь так оно ещё дороже! Сергей Потапов сумел избежать слащавости в образе и наивности придал ему как раз в меру. Она его герою к лицу, увальнем Андрей Титыч точно не выглядит.
Александра Петровна Ольги Жевакиной очень напоминает Агничку из другой пьесы Островского - "Не всё коту масленица". Словно выпорхнула на сцену в чужом спектакле, не дождавшись премьеры! Такая же озорная и весёлая небогатая невеста, тоже Круглова. Эти две пьесы действительно похожи. Общие сюжетные ходы, общее настроение. Но Агничке приходится лукавить, а Александре Петровне в "Тяжёлых днях" незачем. И соболя в её фантазиях, наверное, только для полноты картины счастья. Просто у неё их никогда не было.
Настасья Панкратьевна - полная противоположность Натальи Никаноровны. Одна - тихоня, во всём покорная мужу-самодуру. Другая - шустрая вдовушка. Оба образа явно утрированы. Героини Ирины Тельпуговой и Алёны Охлупиной вместе составляют очень контрастный и колоритный дуэт. Наталья Никаноровна на фоне скромницы-соседки выглядит ещё ярче и эффектнее. А чаепитие с Мудровым (Владимир Дубровский) - сплошная комедия.
Вообще, отрицательные герои пьесы - самые смешные. За одно это им можно многое простить. И достаётся им больше прочих. Мудрова ("Ишь ты, крапивное семя!") выгоняют ни с чем. Василиск Перцов, едва не угодив "в тундры севера", попадает под горячую руку Тит Титычу. Умудряется и из его берлоги выскользнуть с добычей. Такие жулики нужны, чтобы Брусковым жизнь раем не казалась. Дмитрий Зеничев в этой роли неподражаем. Василий Дахненко - Неизвестный. Смешит походкой, осанкой, постной гримасой. Совсем небольшая роль, а запоминается.
"День на день не приходится" - лёгкий, яркий, весёлый спектакль. Настоящий праздник даже в самые серые будни!