MiLaStar
11 апреля 2018 г.
В молодости после "Унесенных ветром" очень любила Вивьен Ли. Помню, как штудировала биографию актрисы и была поражена ее трагической судьбой: ведь она ушла довольно рано, не дожив до 55-ти, под конец испытывая серьезнейшие проблемы не только с физическим, но и с душевным здоровьем. Многие источники утверждали, что подобное состояние было спровоцировано одной из работ Ли, а именно той самой ролью Бланш в "Трамвае "Желание"" (как в фильме, так и в кино), за которую актриса получила Оскара.
С тех пор я часто "цеплялась" за любые упоминания о данной пьесе Т. Уильямса, при этом запомнилось, засело в памяти: Бланш Дюбуа, главную героиню "Желания", почитали (и почитают) за честь сыграть многие великие актрисы - это что-то типа Гамлета на "женский" лад - как проверка на профессиональную мощь, актерский дар и неповторимость харизмы. Почему? Долго не понимала - читая текст, увы, не осязала всей бесконечной трагедийности этого образа, который был мне на тот момент абсолютно чужд, а смотря фильм с Ли, сразу мысленно переключалась на её Скарлетт... Но внутри так и сидел вопрос: чем же притягателен образ Бланш - и какова природа его роковой, разрушительной силы... Найти ответ можно было только в театре - на "живой" постановке.
Первый спектакль "Трамвая "Желание"" мы посмотрели полтора года назад в МХТ имени Чехова, и отзыв об этом посещении был одним из моих первых на "Отзовике". На том спектакле лишь отчасти коснулись разгадки волнующих нас вопросов - лишь вплотную подошли к ней, что даже немного разочаровало, учитывая звездный состав и чрезмерные ожидания от МХТ.
И вот мы в Малом, на моей любимой Малой Ордынке - здесь, в филиале великого театра, принято давать волю молодым артистам, это их площадка и своего рода творческая лаборатория.
Так, постановку "Трамвая "Желание"" было доверено осуществить Сергею Потапову - совсем молодому, но бесконечно талантливому, многогранному актеру, что проверено мной на личном опыте уже несколько раз).
В этом спектакле Сергей Потапов выступает не только как режиссер, но и как исполнитель главной мужской роли Стэнли Ковальского, который является антагонистом Бланш Дюбуа и посему представляется нам ключевым персонажем. Известная русская пословица предостерегает от "погони за двумя зайцами", но в нашем случае Потапов опровергает народную мудрость и блестяще справляется и с режиссерской, и с актерской функцией.
Замечательный спектакль получился - талантливый, искренний и понятный, без лишних наворотов и причуд, которые так любят вкручивать в сюжет современные режиссеры.
Успеху способствуют абсолютно аутентичные действу декорации (серое и убогое помещение крохотной квартирки семьи Ковальски), и музыка, подобранная всё тем же Сергеем Потаповым совершенно кстати, из музыкальной палитры Америки с 40-х годов XX века по наши дни.
И именно на этом спектакле наконец нам посчастливилось понять масштабность и противоречивость образа Бланш Дюбуа, ее трагическую неприкаянность, одиночество, невозможность хотя бы отчасти благополучного существования с грузом прошлых лет и воспоминаний.
Бланш народной артистки России Елены Харитоновой - настоящая, противоречивая, страдающая, живущая на грани безумия - как сложно играть такую героиню! Мне кажется, что я физически ощущала ее эмоции, ее чувства и боль - мурашками по коже, холодом рук, пульсацией в висках... Даже не ожидала от Харитоновой такой мощной игры - она мне представлялась актрисой более легкого амплуа, учитывая, что раньше из её ролей я больше всего любила принцессу Маргариту в спектакле-старожиле Малого театра "Тайны Мадридского двора". Теперь я действительно понимаю, почему воплощение Бланш в том старом фильме отняло у В. Ли так много сил - ведь я видела, как много себя отдала героине Е. Г. Харитонова. И хоть не очень люблю заштампованное выражение "игра на разрыв аорты" или "души", но применимо к Харитоновой - иначе сказать нельзя!
Приятно удивила Ольга Абрамова, представившая Стеллу Кавальски, сестру Бланш. Хотя эту удачу я предвидела - она очень талантливая молодая актриса.
Но вот игра Михаила Фоменко, сыгравшего Митча, несостоявшегося друга Бланш - недалёкого, неловкого, но трогательного и, в сущности, тоже очень одинокого - меня удивила двойне. Я несколько раз наблюдала за Фоменко в спектаклях Малого театра, и практически всегда его роли разочаровывали своей невыразительностью, особенно в "Вассе Железновой - первый вариант". Однако в роли Митча Фоменко смотрится очень органично и искренне - 100-процентное попадание в образ, абсолютно его роль, которую актеру удалось даже расширить, придать большей значимости и драматизма.
Спектакль понравился очень, правда, показалось, что совсем немного потеряны ритм и темп в финальной сцене. Хотя мысли о затянутости могут объясняться психологической усталостью от такого сложного, даже тяжелого произведения, когда душа зрителя должна трудиться, не отключаясь, постоянно внимая и сопереживая происходящему на сцене (как много раз я зарекалась повременить с трагическими сюжетами, но все равно тянет). Так что, когда пойдете на спектакль, учтите, насколько непростым он может быть для вашего настроения и душевного состояния. Но сходить очень рекомендую!
Подробнее на Отзовик:
https://otzovik.com/review_6234541.html