Светлана Макарова
22 апреля 2016 г.
Первый вариант пьесы М. Горького «Васса Железнова» мало известен и редко ставится в театрах. Тема пьесы о семейной жизни, о моральных и нравственных проблемах и ценностях звучит очень современно. Чувства, переживания героев произведения близки и понятны нам и сегодня. Спектакль, поставленный режиссёром В.М. Бейлисом, производит сильное впечатление. Декорации, музыка, игра актёров – всё это единое целое живого организма пьесы.
Декорации, созданные художником Э. С. Кочергиным, великолепно дополняют замысел режиссёра. Перед нами комната с деревянными стенами. В глубине сцены, в перспективе, на голубом фоне, словно в небе, молельня. Стены то сдвигаются, то расширяют видимое пространство. Сжимается комната, и мы чувствуем, что происходят ужасные события. И напряженная музыка Г.Я. Гоберника подчёркивает драматизм происходящего.
В начале спектакля члены семьи собираются за столом, вспоминают детство, смеются и шутят. А мать ходит рядом, а в её воспоминаниях звучит смех её детей. Ещё есть что-то светлое, что-то объединяет этих людей, но… Дальнейшие мрачные события разрушают оставшиеся тёплые отношения, и происходит отторжение близких друг от друга. В пьесе нет положительных персонажей. У каждого за душой грех, скрытый от окружающих.
Главная героиня Васса Петровна Железнова – мать и властная хозяйка дома. Образ очень непростой. Актриса Людмила Титова отлично передала все внутренние переживания. Васса Петровна по-своему любит детей, но её странная любовь и навязываемая забота не приносят никому счастья. Она постоянно манипулирует поведением близких людей. Васса уверена, что в мире всё имеет свою цену, и главное – не растерять накопленного богатства. А её чувства и эмоции очень глубоко внутри. Васса Петровна готова на что угодно ради материальных выгод: и на ложь, и на убийство. Она оправдывает свои действия: «… только Богородица меня поймёт», и уверена, что всё делает во благо. Но приносят ли эти деяния счастье ей и её детям? Людмила Титова в финальной сцене очень ярко показала трагедию и безысходность такой материнской «любви». Все покидают Вассу Петровну, она одна. И, уставшая от пережитых ударов, Васса тихо мечтает о внуках, и ей вновь слышатся детские голоса. Но ничего уже не будет – и не знать ей покоя никогда. Обессилев, Васса падает на пол.
Старшую дочь Вассы Петровны Анну отлично сыграла актриса Полина Долинская. Анна чем-то очень похожа на мать – сдержанная, холодная. Она смотрит на происходящее, словно сторонний наблюдатель, но, в то же время, старается не упустить свою выгоду и долю в наследстве. Ей чужды любовь, эмоции и привязанность.
Блестяще сыграл роль Павла, сына Вассы, актёр Станислав Сошников. Павел закомплексован и озлоблен из-за физического недостатка, но вместе с тем наивен и любит свою жену Людмилу. Всю жизнь он исполнял чужую волю. За Павла всё решала мать. Даже женившись, он ведёт себя как мальчишка: то на голубятню к дяде подбрасывает кота, то лезет в драку. Павел в исполнении Станислава Сошникова очень ранимый и эмоциональный и постоянно меняется. Буря чувств вырывается наружу: он вспыхивает по каждому поводу. Павел мечтает о свободе, умоляет мать отпустить его. Но мать отсылает его в монастырь. И, подчинившись, окончательно раздавленный судьбой, он уходит.
Жена Павла Людмила показана актрисой Ольгой Абрамовой. Людмила ненавидит мужа, но искренне любит Вассу Петровну, любит дом и сад. Она словно мстит самой себе за свои ошибки – ведёт распутный образ жизни, мечется и хочет что-то исправить, начать жизнь сначала.
Великолепно показан Прохор Железнов, родственник Вассы, актёром Александром Вершининым. Прохор производит впечатление человека крепкого, весёлого, наслаждающегося жизнью и всеми земными удовольствиями. Герой Александра Вершинана поёт, играет на гитаре, смеётся и слывет настоящим Доном Жуаном. Но разгульный образ жизни даёт о себе знать – болезнь вырывается наружу. Прохор сразу становится слабым и беспомощным. Он хочет взять часть своих денег из дела и пригласить в дом сына. Но, испугавшись, что придётся делиться наследством, окружающие провоцируют очередной скандал – и Прохор умирает.
Интересно показан Семен, второй сын Вассы Железновой, актёром Алексеем Коноваловым. Сначала Семён кажется независимым и свободным. Чудаковатый и немного смешной, Семен тоже небезгрешен: когда-то по глупости он получил неприятную болезнь. В финале пьесы Алексей Коновалов раскрывает все тёмные стороны своего героя. Это просто трус и ничтожный человек, не достойный уважения. Ему под стать его жена Наталья, которую отлично играет актриса Ольга Жевакина. В зависимости от ситуации Наталья то покладистая и набожная, то сердитая и требовательная. Для неё тоже, как и для всех окружающих, самое важное иметь материальные блага.
Липу, бессловесную и добрую горничную в доме Вассы Железновой, душевно играет актриса Екатерина Порубель. Липа мучается угрызениями совести, так как задушила своего незаконнорождённого ребенка. А её слабостью пользуются все окружающие, заставляя совершать всё более тяжкие грехи, доводя её до самоубийства.
Да, страшен дом Вассы Железновой!.. «Вы меня – любите... немножко!» – просит Васса.. Но нет и не может быть любви в её семье. Все оставляют её. Нет добра рядом со злом, и нет оправдания чудовищным поступкам. За все деяния, совершённые на земле, каждый человек сам отвечает перед собой и своей совестью.
СПАСИБО!!!!