Светлана и Ольга
21 декабря 2019 г.
Первый вариант Вассы Железновой очень редко ставят в театрах. И особенно интересно увидеть в наши дни малоизвестную пьесу, написанную А.М. Горьким в 1910 году. Пьеса о семейной жизни, о моральных и нравственных проблемах и ценностях. Тема вечная – семейные трагедии, деньги, борьба за наследство и материальные интересы.
Режиссёр В.М. Бейлис ярко показал, как может быть страшен семейный дом, где нет искренности, взаимопонимания и любви. И никакое материальное благополучие не заменит добрые человеческие чувства. Спектакль производит очень сильное впечатление.
Сценография Эдуарда Кочергина – участник действия. Дом с воображаемой крышей, несколько голубей наверху, камин, стол, а в глубине сцены – иконостас, свечи… Словно всё вокруг напоминает героям об уютной семейной жизни, которой нет в доме Вассы Железновой. Нет ни радости, ни уютных посиделок, а есть только крах семейной династии. Чудесная необычная музыка Григория Гоберника и звуковое оформление спектакля великолепно дополняют замысел режиссёра.
Игра актёров завораживает – от происходящего на сцене невозможно отвлечься ни на минуту. Чувствуется душевное напряжение героев, и в финале буря чувств вырывается наружу. Каждый артист прекрасно показывает своего героя, заставляя задуматься над их судьбами и переживать.
Сильная уверенная в себе Васса, мать, глава семьи. Актриса Людмила Титова показала женщину, живущую в мире материальных интересов, для неё это главное. Она только формально заботится о детях, а окружающих использует для своих замыслов. Васса уверена в своей правоте. Вфинале спектакля Людмила Титова раскрывает трагедию своей героини: она несчастна и одинока, просит хоть немного любви, но нет любви в её семье… Только боль и горе. Тяжёл финал Вассы Железновой!
Её сын Павел (Станислав Сошников) – калека от рождения, и человек с искалеченной душой. Он зол на весь мир и одержим мщением. Станислав Сошников великолепно показал человека несчастного, страдающего и, в то же время, ненавидящего всех своих родных.
Прохор Железнов очень ярко представлен Александром Вершининым. Прохор весёлый, разудалый и беззаботный. Но, это на первый взгляд. Артист в финале раскрывает своего героя с неожиданной стороны: судьба Прохора тоже трагична.
Семейная пара – Семён (Алексей Коновалов), сын Вассы, и Наталья, его жена (Ольга Жевакина). Дуэт поразительный. Артисты показывают своих героев тонко, подробно раскрывая глубину характеров. И не так прост глуповатый Семён, и не так набожна лицемерная Наталья!
Дочь Вассы Анна (Полина Долинская) – элегантна и холодна. Она почти равнодушна ко всему происходящему в доме, машинально исполняет просьбы матери, хотя в глубине души переживает о родных.
Запоминается Липа, горничная, которую отлично сыграла Ирина Жерякова. Липа словно олицетворяет все несчастья и горести семьи Вассы Железновой. Актриса очень точно показала трагедию несчастной забитой женщины, которой манипулировали, внушали и подогревали чувство вины за грехи молодости. Липу заставляли исполнять любые приказания и даже самое страшное – убийство. И вот Липа добровольно уходит из жизни, оставляя тяжёлую память о себе навсегда.
Этот спектакль о многом заставляет задуматься! Нужно, хотя бы иногда, почувствовать, как несчастен будет человек, живущий в доме, подобный дому Вассы Железновой. Люди невежественные, не любимые, не умеющие любить и сопереживать, обречены на одиночество даже в большой семье. Но они не могут и не знают, как жить по-другому. В этом их трагедия. И их очень жалко.
СПАСИБО за замечательный спектакль!