Светлана и Ольга
29 апреля 2017 г.
Спектакль по трагедии Уильяма Шекспира «Король Лир», поставленный режиссёром Антоном Яковлевым, очень необычен. Он напоминает притчу о возможных страшных сторонах жизни. И перевод пьесы Осия Сороки редко используется в театрах.
Современная постановка удивительно гармонично соединяется с шекспировским театром. В спектакле своеобразные декорации, сценография и костюмы. Открыта вся глубина сцены и кулис. Мрачные черные кожаные и меховые, с кроваво-красными оттенками одежды героев, с самого начала пьесы словно предупреждают зрителя, что не может быть счастливого финала. Музыкальное оформление, созданное самим режиссёром, является действующим лицом спектакля. Звуки волынки, бубна, шум театральных старинных машин, которые используются для звуков грома, шума дождя и взрывов во время военных действий – всё это усиливает впечатление. Спектакль очень динамичный и сразу увлекает зрителя в действие.
Начало спектакля – это театр в театре, театр в мире людей. Все персонажи неоднозначны, как и необычна завязка пьесы. Король и Шут меняются местами. Шут (актёр Глеб Подгородинский) пытается надеть мантию короля Лира. И, пытаясь её надеть, словно раскручивает действие. Кто этот Шут? Остроумный балагур или мудрый человек, знающий жизнь, который понимает и предвидит всё, что произойдёт. А, может быть, он и автор, и участник событий.
Уставший от однообразия жизни король Лир (актёр Борис Невзоров), пытается круто изменить свою жизнь, внести в неё что-то необычное – поменять корону на колпак шута. Король Лир, бывший свирепый воин, показан в спектакле грубым, резким и настоящим самодуром. Он считает, что может владеть всем, насмехаться над людьми и менять их жизнь, как пожелает. Но это не так. В итоге король становится ничтожной жертвой. Сильное впечатление производит сцена в финале первого действия. Лир читает монолог, а вокруг поднимается ветер – начинается буря. Возрастает опасность разрушения, краха всего окружающего. И Лир остаётся один с надвигающейся трагедией.
Шут короля Лира – не просто королевский шут. Он – человек-художник, человек-театр. И связь короля и шута – это связь двух совершенно полярных персонажей. Отношение власти и искусства, внешнего величия и глубокого познания жизни прекрасно представлено в спектакле. Шут утрирует и смеётся над происходящими событиями, тем самым показывает разрушительную энергию окружающего мира, и сам становится жертвой этой страшной энергии.
В пьесе не чувствуется ничего жизнеутверждающего. Дочери Лира: Гонерилья и Регана (актрисы Инна Иванова и Ирина Леонова) только на словах любят отца, а между собой их объединяет ненависть. Младшая дочь Корделия (актриса Ольга Плешкова) жалеет отца и страдает, но истинная любовь ей далека. Муж Реганы, герцог Корнуэльский (актёр Василий Зотов) и Эдмунд, побочный сын Глостера (актёр Михаил Мартьянов) способны лишь воевать за власть. Граф Глостер (актёр Сергей Вещев) не понимает своих сыновей и трагически заканчивает жизнь. Его сын Эдгар (актёр Дмитрий Марин) слабый и несчастный, будто плывёт по течению, ничего не пытаясь изменить в жизни. Граф Кент (актёр Валерий Низовой) и муж Гонерильи, герцог Олбанский (актёр Василий Дахненко) стараются что-то исправить и предотвратить наступающую трагедию, но не могут по-настоящему противостоять злу и насилию.
Мир, в котором живут все герои, состоит из страха, предательства и пороков. В нём нет любви и щедрости души, а есть только боль, страдание и жалость. В спектакле очень ясно представлено, как ужасен такой мир. Он обречён и не имеет будущего. В финале пьесы, как во всех трагедиях Шекспира – гибель главных героев. Режиссёр показывает их смерть не пафосной и трагичной, а скорее неизбежной – ведь невозможно жить в состоянии войны и ненависти. Погибшие герои остаются на сцене, словно застывшие статуи, в своих образах. Театр их жизни завершён.