Владимир Чекмарев
24 января 2019 г.
Сердце не камень? Спросим у Островского.
Когда в 1880 году, в журнале «Отечественные записки», была напечатана эта пьеса, некоторые критики назвали ее «памфлетом-утопией»…
Нет, конечно эта пьеса, очередной урок Социальной психологи от Островского, но с некоторыми изменениями. Автор здесь, несколько отойдя от своей острой социальной сатиры, вдруг как бы начал декларировать, что богачи должны раскаяться и пустить свои капиталы на благотворительность, и похоже сам почти поверил в такую возможность, уж больно искренне написано.
То есть в пьесе, помимо типично купеческой интриги, трагедии женщины из купеческой семьи, суеты приживалов, ну и конечно стандартного постулата Островского о том, что искушение деньгами, непреодолимо поднимает со дна человеческой души все самое мерзкое, вводится некий моралистический хеппи-энд.
Режиссер-постановщик спектакля заслуженный артист России Владимир Драгунов, тщательно проработал пьесу, приблизив ее к современному зрителю, впрочем, такое решение в Малом театре, это скорее правило, нежели исключение. И я вижу очень сильное решение в том, что первыми на сцену вошли не актеры, а… биллиардный шар. Некий символизм камушка, который в результате стронул лавину (вельми неплохой синоним знаменитого ружья, висящего на стене), а снятие прислугой чехлов с мебели, на мой взгляд так же было рефреном грядущих перемен. Ну и плюс все это задало некую ритмику спектакля, которую задавали актеры третьего плана.
Очень понравился дизайн интерьера, очень хорошо, одновременно ненавязчиво и солидно, подобраны стиль и цвета и вкупе с костюмами, это дало неповторимую стилистику спектакля, (большое спасибо за это художнику-постановщику Марии Рыбасовой).
Ну а на сцене, безусловно царил Василий Бочкарёв, то что называется Русский Актер Старой Школы. Его Каркунов, показанный актером яркими мазками, некая смесь отрицательной харизмы с самоиронией, это было великолепно.
Вера Филипповна, (Лидии Милюзиной), четко держала образ Трагической Купчихи - героини Островского, пока во втором акте не предстала в образе Бизнес-вумен XIX века (что кстати для тех времен очень смело). Перевоплощение было таким удачным, что зрители даже сразу ее не узнали.
Отдельно хочу отметить, Странника Иннокентия, (Андрея Сергеева), я отметил его еще в калейдоскопе его персонажей в спектакле "Визит старой дамы", но тут буквально в эпизодической роли, он поразил зрителей, неким брутальным конгломератом: Сатина, Несчастливцева и разбойника из народной драмы «Лодка», ну по крайней мере, я так увидел сыгранный им образ.
И очень понравилось музыкальное решение композитора Григория Гоберника. Викторианская музыка аранжирующая действо Островского, это добавило интриги, для зрителей незнакомых сюжетом. И кстати о зрителях…
Не все жители XXI века, хорошо разбираются в реалиях века XIX.
И если фраза, пришедшая без изменения из канонического текста: «Марш за шлагбаум Ольга! Нечего тебе там делать. Разговор будет умственный» или сценка, где графин с водкой, упал на пол, не разбившись и не пролившись, вызвали в зале смех, что было естественной реакцией.
То, когда Константин стал нюхать табак, по залу пробежал шепоток с рефреном «Кокаин». Ох эти дети Индиго.
И естественно, как и во все года, в вестибюли зрительницы бурно обсуждали, за кого же выйдет замуж Вера Филипповна.
А резюме будет обычным – Браво Малый