Рина
18 июня 2007 г.
«Любовный круг». С удовольствием посмотрела этот спектакль. С самого начала, когда на сцене по очереди появлялись музыканты квартета, и последней выскочила потешная виолончелистка (и все это было проделано с таким комизмом, что невозможно было сразу не настроится на удивительную театральную волну) - вот с самого начала стало понятно, что нас ждет театральное действо – веселое, комичное, фарсовое, но вместе с тем с нотками настоящего откровения, когда герои на несколько минут или секунд снимают театральную маску, и тогда со зрителем говорит человеческая душа.
История стара как мир – мужчина, женщина, любовь.
Из-за любви теряют голову, бросают дом, семью, уводят у лучшего друга жену, а потом…потом любовь проходит, и приходит сожаление о содеянном... Но как ни странно, вместе с сожалением прекрасно уживается и воспоминание о счастливых минутах, и теплое близкое чувство между людьми, которое ничем, никаким сожалением о том, что они натворили или что с ними натворили много лет назад, не истребить. Вообще, Э. Быстрицкая, Б. Клюев и В. Бочкарев, которые играют главных героев (не знаю, как по задумке автора и режиссера, но для меня – главных), создали очень многоплановые образы.
То есть за первым, очевидным, понятным, сыгранным в фарсовой манере планом, есть второй, есть третий, есть и четвертый, очень-очень искренний. Так, как это, в общем-то, и бывает в жизни.
Огромное удовольствие следить за диалогами героев Быстрицкой и Клюева. Когда-то эти люди полюбили друг друга и принесли в жертву этой любви свои прошлые жизни. Тогда им не казалось, что они чем-то жертвуют, осознание этого пришло потом. Они прожили вместе жизнь, сами постарели, а чувства поугасли. И оба сожалеют о том, что в свое время они поддались этому чувству.
Герой Клюева устал от этой женщины, устал от жизни с ней, он мог бы стать премьер-министром, как ему кажется, если бы не эта любовь.
Героиня Быстрицкой устала всю жизнь удерживать около себя мужчину, устала всегда быть молодой, красивой, устала от его измен, от своего зависимого положения, она с тоской вспоминает то время, когда у нее был муж, сын, дом….
Но вот приходят минуты откровения и понятно, что эти люди очень близки, они сроднились за много лет и их связывает нечто большее, чем безумная любовь. Их связывают общие воспоминания и что-то такое, чему нет названия в человеческом языке, про такое говорят – их соединили небеса. И в конце, когда молодые влюбленные все-таки решаются на побег, они, эти постаревшие возлюбленные, благословляют их и помогают им, потому что несмотря ни на что, все-таки самое прекрасное, что было в их жизни – эта любовь.
Герой Бочкарева…я сначала никак не могла понять – какого человека он играет…и поняла только потом…Он играет человека, у которого сломана жизнь, его предала жена, его предал друг. И он, после страшной депрессии зациклился на себе. То есть поставил себя в центр мироздания. И весь мир должен вертеться вокруг него хотя бы в его собственном представлении. И даже, когда во втором акте он пытается помочь своему сыну Арнольду удержать его жену, то делает это не столько из любви к сыну, сколько опять из стремления быть единственно правым, самым умным и прозорливым. Это, конечно, очень эгоистично, и можно осуждать этого человека. Но…я призываю не оправдать его, а попытаться понять. Потому что его поведение - это как защитный панцирь, вот такая отмашка организма. Он не может еще раз пережить того, что с ним случилось и поэтому просто не допускает этого. Он бежит от любви к людям, что бы больше никогда не потерять эту любовь. И он сам понимает, что эгоистичен, жесток, но сознательно идет на это, потому что не может больше страдать. Я еще раз говорю, что не оправдываю его, просто не могу судить – никому не дано знать, как сильна была та боль, которую ему довелось испытать, только он это знает… и прорывается иногда через весь его эгоизм и фарс такая трагедия, заглянув в которую, становится больно.
Игра этих трех замечательных актеров - просто истинное наслаждение. Огромное мастерство и искренность, с которой они играют, очень подкупает. И самое главное – это жизнь, жизнь, которую они показывают, смешная и трагичная, суматошная и вдруг остановившаяся на мгновенье. И этот вечный вопрос – Господи, ну как же, как же следует жить? А ответа…ответа нет. Вернее, ответов много, а вот какой верный? Не угадать…а может этого и не надо, иначе бы ее просто не было, жизни…
Еще хочу сказать спасибо режиссеру. Очень хорошая работа – со вкусом, без претензий на новаторство или выверт, но между тем, сделана легко, свободно, открыто, приятно было смотреть.