Филипп Геллер
7 января 2023 г.
"Бедность не порок" - одна из визитных карточек нынешнего Малого театра, его обожают как зрители, так и сами артисты. Ранняя пьеса Островского, поставленная в 1854 году, стала манифестом нового в тогдашнем драматическом театре. Впервые на сцене был показан "маленький человек", его духовность по сравнению с людьми высшего чина. Особое внимание Островский уделил показу различных святочных обрядов, которые преобладали в Москве его детства. В советское время "Бедность" шла редко, и в Малом театре эту пьесу к жизни возвратил н.а.России Александр Коршунов. Его спектакль, появившийся в 2006 году, каждый раз проходит с полным аншлагом. Режиссёр смягчил обличительные моменты пьесы Островского и на первый план выдвинул старинные русские традиции. В спектакле звучат подлинные обрядовые, игровые, лирические песни, колядки (музыкальный консультант-этнограф Борис Ефремов), они составляют добрую его половину и в этом прелесть этой постановки. Такого в драматических театрах зритель нынче нигде не увидит! Стоит отметить, что с крайних сторон спектакль сопровождает гениальная музыка Георгия Свиридова к "Метели" - крайне удачный ход авторов версии. Малый театр традиционно подходит к пьесам культового автора и в этом его победа. На сцене - волшебный зимний пейзаж а-ля Кустодиев с сыплющимся снегом, уютный дом Торцовых , роскошные костюмы (художник Ольга Коршунова). Словом, все по-Островскому. И режиссёр бережно отнесся к драматургу - Коршунов тонко раскрывает суть персонажей и подчёркивает определённые черты их характера.
Прекрасен актерский состав - кстати, некоторые артисты играют свои роли аж с самой премьеры. Например, з.а.России Дмитрий Кознов - грозный богатый купец, Гордей Карпыч Торцов. Актер изображает героя крупными мазками, создавая весьма негативный образ (но не устрашающий). По сюжету купец по наущению московского приятеля завел моду на все аглицкое, и хочет выдать замуж свою дочь за богатого фабриканта. Жена Гордея Карпыча, Пелагея Егоровна (з.а.России, аристократичная Татьяна Лебедева) полностью подчиняется мужу и не имеет права прекословить ему. Вот она-то живет по-старому, по-русскому. Она молода душой - и это главное. Актриса Лебедева создала трогательный образ любящей матери, не знающей как помочь своей дочери и одновременно она хочет, чтобы Любовь Гордеевна была счастлива. Роль дочери Торцовых исполнила очаровательная Лидия Милюзина. Любовь Гордеевна - трепетная, нежная, честная девушка. Она не может ослушаться папеньку, который заставляет ее идти замуж за нелюбимого человека. Она верна своим чувствам - искренней любви к Мите. Ее возлюбленный - простой приказчик. В этой партии успешно дебютировал Дмитрий Сафонов. Его герой в силу своей молодости, порой, чересчур эмоционален, красноречив и несмотря на свое положение, самодостаточен и не боится в открытую высказывать то, что думает.
Роль Любима Торцова, брата Гордея Карповича взял на себя сам н.а.России Александр Коршунов. И блестяще с ней справился! У него всего два монолога - в конце первого и третьего акта, но какие! Герой Коршунова - сбившийся с пути, но не теряющий нравственности "маленький человек". Любима развели на деньги - оставшись ни с чем, он стал бродяжничать и пьянствовать. На просьбу к брату, чтобы тот его приютил, ему было отказано. Но Любим сохранил в себе любовь к людям, доброту, порядочность. Именно он спасает Любовь Гордеевну и Митю - его пламенная просьба трогает сердце брата и тот благословляет молодых на брак. Артист и режиссер по-новому трактует своего героя, подчеркивая в нем не обличительные речи, а именно духовность и веру в Божью справедливость (Интереса ради стоит сказать, что легендарная фраза "Шире дорогу, Любим Торцов идет!" по-прежнему вызывает в зрительном зале аплодисменты). Необычно исполняет роль Африкана Савича з.а.России Сергей Тезов. Весь негатив своего персонажа он прячет за маской молодящегося, стильного старого ловеласа. Лишь иногда из него вылезает эта чернота, а так , с виду на этого интеллигентного мужчину, плохого не подумаешь. Блистательная проработка образа! Одним из самых ярких персонажей спектакля, несомненно, стал обаятельнейший Гриша Разлюляев, сын богатого купца в интерпретации Сергея Потапова. То, какие коленца на сцене выделывает этот артист, надо видеть! Прошедший балетную школу в детстве, Потапов виртуозен в танце и постановщики сделали акцент именно на нем, дабы показать многогранный талант актера: он и вприсядку пляшет, и чуть ли не летает по сцене. В общем, темперамента у него хоть отбавляй. Уже ради него одного на "Бедность" точно стоит идти. Прекрасна колоритная молодая вдова - Анна Ивановна (Ольга Жевакина). Несмотря на горе, которое она прошла, героиня не унывает и постоянно подбадривает не только себя, но и других.
Отдельное удовольствие - наблюдать за великолепной характерной актрисой Малого, з.а.России Зинаидой Андреевой. В этом спектакле она исполняет роль Арины - няни в доме Торцовых. Это истинно наш, национальный образ. Она переживает за судьбу Любови Гордеевны, ведь она прожила с ней всю жизнь - заботилась и воспитывала ее с самого детства. Андреева была очень трогательна и проникновенна. Дай ей Бог здоровья!
Хочется попросить руководство театра обратить внимание на Сергея Ефремова в "Бедности" он играет совсем незначительную роль Егорушки - молодой человек с великолепной, аристократической внешностью занят в очень скромных партиях (одна из его практически единственных главных ролей - Принц в "Золушке"). По-моему, он достоин гораздо большего.
"Бедность не порок" Александра Коршунова - прекрасный спектакль, который точно понравится всем. Он очень светлый, легкий и веселый. Атмосфера старинной Руси вкупе с бережным подходом к слову Островского не может оставить равнодушным. А актеры играют настолько с душой, с таким проникновением в психологию своих персонажей, что берет гордость.
Малый театр - единственный драматический театр в Москве, в репертуаре которого, в основном, идут классические постановки. Он - цитадель высокой культуры, духовности, нравственности. Здесь сохраняют великие традиции и успешно их передают в наше время.