Ольга Вихирева
4 мая 2005 г.
Если честно, после прочтения «Мнимого больного» по диагонали впечатление противоречивое.. А что касается обилия интермедий, пения пастушек и пастушков, плясок цыган, батальных сцен полицейских и Полишинеля, etc – эта гремучая смесь, щедро сдобренная, прошу прощения, «клистирным юмором», рождает тихий ужас в душе потенциального зрителя… Хвала Гиппократу ;о), происходящее на сцене Малого просто времени оставляет на воспоминания об этом первом ужасе.. (Сразу замечу, что пасторальные дуэты превращаются в «экспромт-оперу» (потрясающий дуэт Анжелики-Ольги Молочной и Клеанта-Глеба Подгородинского), а кордебалет – в команду слуг, неуправляемых, как броуновское движение, и торжественных, как Хор греческих трагедий).
Так вот, на протяжении всего действия – ощущение радостного удивления: неужели на основной сцене Малого наконец очутилось такое хулиганство!!! Все герои настолько «жить торопятся и чувствовать спешат», что от этой неукротимой энергии даже подушки начинают летать и стулья оживают! ;о) А с улицы, через стеклянную дверь, постоянно заглядывает любопытный народ – еще бы, интересно живут люди! Все бы так болели!!! ;о)
И, несмотря на то, что начинается спектакль практически в темноте, он весь пронизан светом – будь это блики пламени камина, потоки солнца из распахнутых окон, или огоньки свечей…
В общем, в хорошем смысле слова комфортно пролетают три часа и, отсмеявшись, выходишь на улицу.. И вот тут-то начинается самое интересное! А о чем, собственно, спектакль? Непонятно… Ну да, высмеиваются все театральные штампы, все эти парики-заламывания рук-церемонные поклоны и т.д., и т.п. Да, весело, да, красиво, да, много запоминающихся придумок и зацепок. Да, у Василия Ивановича Бочкарева (Агран) появилась еще одна, едва ли ни самая солнечная, роль… Да, Людмила Титова (Туанетта) играет совсем по-другому, чем в «Последней жертве», но не менее здорово! Впрочем, про собственно игру артистов пока что намерено писать не буду – надо посмотреть еще раз, и сесть поближе к сцене…
Но все-таки, в чем мораль? А может, пора махнуть рукой на этот принцип «спектакль в Росси – больше, чем спектакль» и просто радоваться жизни и весне… В конце концов, Мольер – не Островский, вместо обличительного монолога в финале – больной становится доктором, зло наказано, добро торжествует, happy end… Возможно…
А возможно, все не так просто… А что, если этот спектакль – об Игре? Все мольеровские герои только и делают, что играют – кто лучше, кто хуже, в силу предлагаемых обстоятельств и данного Богом таланта.. Притворяется, что любит мужа, Белина (Евгения Глушенко), этакая невозмутимая гранд-дама, которой хочется простого человеческого счастья – желательно вне общества больных, но в обществе их тридцати тысяч франков… Нотариус (Игорь Григорьев) делает вид, что заботится исключительно о благе клиента. О, эти замечательные, профессионально убалтывающие интонации – человек говорит что-то, долго и складно, а в голове слушателя ни-че-го не остается! Высший пилотаж, практически НЛП! Простодушный Клеант, и тот играет в учителя пения (и ТАК поет!!! ;о). Туанетта своим гениальным притворством вообще постоянно спасает ситуацию... Да и сам больной – мнимый! Просто удобнее ему наблюдать за всем этим жизненным спектаклем именно в таком амплуа...
И так ли уж плохо это всеобщее притворство, эта игра, если побеждают самые талантливые – мастер перевоплощения Агран и не боящаяся смелых «режиссерских ходов» Туанетта?
Значит, Игра – это хорошо?
Так может быть, и медицина – это неплохо???
Ведь она – тоже игра. Игра со страхом, со временем, с не-бытием.. Понятно, что она не спасет мир (пусть красота этим занимается ;о), но она может сделать жизнь чуточку легче... И значит, несмотря на весь свой обличительный анти-медицинский пафос, эта пьеса – косвенная похвала медицине?! И неспроста именно главный медико-ненавистник Беральд (игра Александра Клюквина заслуживает отдельного отзыва – впрочем, как игра каждого из артистов) в финале посвящает брата во врачебное сословие?
Шучу, конечно.. Я же сама врач! ;о)
Может быть, Вы разгадаете загаданную Мольером и Сергеем Женовачом загадку «Больного» совсем по–другому...
Этот спектакль – как калейдоскоп: из множества ярких кусочков складываются все новые и новые узоры – и не повторяются...
Расскажите, что увидите Вы!