Светлана Макарова
11 октября 2014 г.
Драма М.Ю. Лермонтова «Маскарад» - это пьеса о тайнах людских судеб. Маскарад – метафора жизни, в которой герои прячут под масками тщеславия, равнодушия и недоверия свои истинные чувства. События, описанные в пьесе, отражают проблемы и современного общества, где часто предубеждения главенствуют над здравым смыслом. Режиссер Андрей Житинкин поставил спектакль по лермонтовской пьесе и приоткрыл завесу тайны «Маскарада».
Спектакль красивый и эстетичный. Яркие костюмы Вячеслава Зайцева дополняют удивительные декорации художника-постановщика С.М. Бархина. На сцене создано строгое пространство, которое превращается то в игорный, то в бальный зал, то в комнаты героев пьесы. Прекрасные дамы и кавалеры под музыку Хачатуряна двигаются в упоительном вальсе. Даже лакеи подметают пол элегантно. А завораживающее действие погружает зрителя в глубину событий, происходящих на сцене.
Актёр Борис Клюев великолепно создаёт образ Евгения Арбенина. В начале пьесы перед нами спокойный, уверенный человек с чувством собственного достоинства. Арбенин – бывший игрок, которому наскучила светская жизнь. Но Евгений находит новый смысл в жизни – это любовь к своей молодой жене Нине. Арбенин счастлив. Но вот в его жизнь волею случая вмешалась интрига. Страх потерять любовь жены, подозрение и ревность затмевают рассудительный ум Арбенина. Теперь он жертва обстоятельств, людского лицемерия, жертва «маскарада»… Борис Клюев очень точно показывает все эмоции и трагедию своего героя, переживающего душевную драму. Его движения, мимика и звучащий над сценой голос (записанный голос самого актёра), словно глас души, производят сильное впечатление. Враг Евгения – князь Звездич, который, по мнению Арбенина, покушается на счастье и любовь. Евгений хочет убить спящего князя, но не находит в себе для этого нравственных сил. Он мстит своему обидчику иначе: даёт пощечину и отказывается принять вызов на дуэль, лишая князя возможности восстановить честь. Евгений мстит и Нине, подсыпая ей яд в мороженое на балу. Отравив Нину, он убивает часть своей души, обрекая себя на сердечные мучения. В финале пьесы Неизвестный и Звездич срывают очередные маски, открывая правду Арбенину о невиновности Нины. И эта правда лишает Евгения рассудка.
Актриса Полина Долинская прекрасно показывает Нину Арбенину. Это милая, доверчивая, немного наивная девушка, которая счастлива в браке. Нина верит своему мужу, любит его и чувствует себя с ним защищенной. И тем непонятнее ей ревность Арбенина. Нина сначала не чувствует всей трагичности своего положения. Ей кажется, что дело только в потерянном браслете и искренне радуется, когда Звездич возвращает ей этот злополучный браслет. Только в самом конце Нина понимает, что отравлена рукой самого близкого ей человека, пугается и пытается что-то объяснить Евгению, но уже поздно. Муж ей не верит или не хочет верить, ужасаясь собственному поступку. Полина Долинская играет искренне, и зритель чувствует боль, несправедливость и трагедию её героини. Ведь не за что гибнет невинный и светлый человек!
Актёр Александр Дривень представляет зрителю князя Звездича. Это светский фат и купидон. Молодой самолюбивый человек мечтает всегда быть победителем: и в карточной игре, и в любовных похождениях. Звездич порой ведёт себя как эгоистичный ребёнок и не понимает, что его необдуманные действия могут причинить кому-то боль. Но, в то же время, ему свойственны и чувства чести, совести, благородства и справедливости. К сожалению, игра и маскарад завладевают им полностью, а осознаёт он свои ошибки слишком поздно. Звездич ищет виновного в неприятностях и считает таковым Арбенина. Ведь именно Арбенин не дал ему возможность постоять за свою честь. Александр Дривень великолепно доносит до зрителя драму своего персонажа – драму человека с оскорблённым самолюбием и поруганной честью.
Прекрасно играет Казарина актёр Александр Вершинин. Казарин Вершинина не просто игрок, а игрок-философ. Все отношения, общественные и моральные – это для него правила игры. Казарин – скептик, убеждённый, что «в мире всё условно». Он признаётся: «…мир для меня – колода карт». Казарин всегда спокоен, терпеливо ждёт и достигает поставленной цели. Он мечтает вернуть Арбенина к картам. Несчастье Евгения его не трогает: всё подчинено игре! И вот цель достигнута. «Теперь он мой» – восклицает Казарин. Игра и выигрыш составляют его блаженство, даруют победу над судьбой.
Актёр Владимир Носик очень точно показывает Адама Петровича Шприха. Шприх, как оборотень, принимает требуемый облик, всюду находит для себя выгоду и, как Загорецкий из «Горя от ума», он вездесущ. Актриса Елена Харитонова отлично играет баронессу Штраль. Одинокая влюбленная женщина стала невольной виновницей всего происходящего. Пытаясь исправить последствия своего необдуманного поступка, она мечется, страдает, но всё тщетно.
Самая загадочная фигура в пьесе – это Неизвестный. Его блестяще играет актёр Борис Невзоров. Он начинает спектакль, раскручивая под музыку Хачатуряна, карточный стол, как будто раскручивает сюжет самой драмы. Одетый во всё черное, в черных очках, он, словно тень, преследует Евгения Арбенина. Кто он это Неизвестный? Злой рок или человек, который последователен в ненависти и мести. Это таинственная маска представляет карающий меч судьбы или это символ могущественных сил общества, которые могут карать и насмехаться одновременно.
Чудесен и необычен финал пьесы. В центре сцены – Евгений Арбенин, который тихо сходит с ума, торжествует и наслаждается своей местью Неизвестный, страдает неотомщенный князь Звездич, А в глубине – медленно вальсируют печальные фигуры… и, вдруг, замирают. Мрачно и трагически звучит вальс Хачатуряна… Да, сорваны все маски, но всегда остается непредсказуем маскарад жизни.
Большое спасибо!
(Макарова Светлана, Базанова Ольга)