Макарова Светлана
13 марта 2015 г.
Комедия А. Дюма «Молодость Людовика XIV» – это рассказ о начале правления молодого короля Франции, которого называли «Король-солнце». Здесь есть и дворцовые интриги, и любовь, и власть. Всё это описано с лёгким юмором и французским изяществом. Спектакль по пьесе А. Дюма поставил Ю.М.Соломин. Режиссёр прекрасно показал, что жизнь в любом государстве, в любую эпоху близка и понятна современному человеку: ведь в этой пьесе автор затрагивает много острых тем, актуальных и сегодня.
В спектакле продумано всё. Звучит дивная музыка, на сцене – красивые и элегантные декорации. Они легко двигаются и меняются, и действие идёт непринуждённо. Перед нами появляется то зал для заседаний, то дворцовый парк и павильон, то комната в покоях короля… Роскошные, яркие костюмы В.М. Зайцева великолепно отражают историческую эпоху XVII века и изящество французского двора.
Актёр Михаил Мартьянов предстаёт перед нами в образе Людовика XIV. Жизнерадостный молодой король попадает в клубок дворцовых интриг, политики и денежных вопросов. Людовик проходит путь взрослеющего человека и испытывает внутреннюю борьбу: романтические чувства переплетаются с желанием быть настоящим правителем. В начале пьесы перед нами беззаботный молодой человек в каштановом парике. Людовик игривый и веселый, он находит для себя забавным узнавать у дочери садовника, любопытной Жоржетты, новости и сплетни. Но, пытаясь разобраться в жизни дворца и в политике, король взрослеет. Михаил Мартьянов блестяще показывает, как преображается его герой. Он меняет парики и меняет свои мысли и чувства. Людовик становится уверенным и спокойным. Он слушает советы, рассуждает, анализирует происходящие события и самостоятельно принимает решения. Король начинает понимать, что в жизни не всё так просто, ему приходится жертвовать даже любовью ради королевской власти и политического положения Франции.
Прекрасно создан образ Мольера актёром Дмитрием Мариным. Волей судьбы Мольер оказывается рядом с королём. Людовик назначает его камердинером. Дмитрий Марин отлично показывает, как Мольер помогает королю разобраться в интригах, даёт интересные советы. Он представляет Людовику дворцовые и политические интриги как театральную комедию и предлагает королю самому решать проблемы, не слушая сплетен, и быть справедливым и милосердным правителем. В пьесе режиссёр затрагивает тему взаимоотношения художника и власти. Ведь искусство всегда заставляет задуматься мыслящего человека, а порой и изменить отношение к жизни. В спектакле проходит линия, связывающая пьесу А. Дюма и произведение М. Булгакова «Кабала святош». В финальной сцене – за столом завтракают вместе король Людовик и комедиант Мольер. Они словно родственные души, понимающие друг друга люди. И, в благодарность за помощь, Людовик исполняет мечту Мольера: даёт ему «театральную привилегию».
Чудесно играет Светлана Аманова мать Людовика, королеву Анну Австрийскую. Она передаёт все переживания матери, которая привыкла всё решать за своего сына. Но вдруг королева Анна видит, что сын изменился, что он становится настоящим королём и будет править самостоятельно. Отлично представлен кардинал Мазарини актером Александром Ермаковым. Мазарини искусный дипломат, мастер интриги. Он управлял страной вместо молодого короля и скопил себе приличное состояние. А в финале кардинал узнаёт, что Людовик берёт на себя королевские обязанности. Мазалини просится в отставку и завещает своё состояние Людовику. Александр Ермаков блестяще показывает, как тяжело для его героя даётся это решение.
Очень милая любопытная Жоржета представлена актрисой Дарьей Мингазетдиновой. Она простодушная и веселая, искренно помогает Людовику, выполняет его просьбы, рассказывает все новости, которые узнаёт во дворце. Забавного Филиппа, герцога Анжуйского, брата короля искромётно играет актёр Александр Коновалов. В нём великолепно сочетается чудачество, весёлость и доброта. И именно он знакомит Людовика с Мольером.
Спектакль ярко показывает взаимоотношения очень разных людей, влияние на них власти. И затронуты очень важные человеческие качества: любовь, талант, доброта – без которых нельзя жить и управлять людьми. Мы видим, как из избалованного и вальяжного франта может получиться настоящий политик, мыслящий как шахматист. А наша жизнь может порой напоминать театр, и в этом театре неплохо бы правильно выбрать себе роль.
Большое спасибо!