Владимир Чекмарев
22 ноября 2018 г.
Новеллы королевы Наваррской
Эта пьеса французских драматургов Эжена Скриба и Эрнеста Легуве, была написана в 1850 году и сразу начала свое победное шествие по Мировой сцене. У нас она известна, как «Тайны Мадридского двора».
Эту полную изящества авантюрную комедию, поставил на своей сцене и Малый театр и на столько удачно, что она не сходит со сцены уже двадцать лет. С одной стороны, кажется, что ставить костюмированные комедии на тему «преданий старины глубокой» достаточно просто. Мол не надо зацикливаться на мелочах, все равно историков среди зрителей безмерно мало. Но коллектив Малого театра не привык халтурить. Действие разворачивается на фоне прекрасных (впрочем, как всегда в Малом) декораций, а элегантные костюмы и что самое главное хореография и музыка, полностью адекватны времени и сюжету. Режиссер Владимир Бейлис, отнесся к своей работе более чем серьезно. Очень понравилась четкая динамика действия, режиссер как бы взял резец и отсек все лишнее, не тронув Золотого сечения Спектакля.
Что интересно, так это то, что в спектакле изначально просматривается некая сюжетная параллель, а ля «Стакан воды» (пьеса того же Скриба). Эдакая горизонтальная дека противостояния скрепляющая сюжет, в «Стакане воды» герцогиня Марльборо vs Болингброк, а тут сначала вроде бы Принцесса Маргарита vs Министр Гватинара, но тут тяжелой артиллерией в сюжет входит Император Карл в исполнении великолепного Вячеслава Езипова. Этому актеру не впервой играть сановных особ, зрители прекрасно помнят его Генриха Четвертого и тут в творческом тандеме с очаровательной Еленой Харитоновой (опять же мы помним ее харизматичных Анну Австрийскую и Марину Мнишек), это была буквально вспышка.
Юмор, ирония, изящество, тут смешалось все. В конце концов, зал стал встречать и провожать Народных артистов России, Елену Харитонову и Вячеслава Езипова овацией. Габсбург и Принцесса, получились великолепными.
Еще хочу отметить, прекрасно и к месту, вставленные в сюжет элементы commedia dell'arte, типа обмена шляпами, ведущего к комедийным ситуациям, охромевшие от падений с лестниц и из окон любовники и мужья, опирающиеся на одинаковые трости, и молниеносная (буквально по-армейски) смена костюмов. Это все было прекрасно отыграно и весьма оживляло и без того динамичный спектакль.
Не удержусь и еще раз скажу про работу костюмеров. Элегантный стильный калейдоскоп одежды Императора и Принцессы, просто поражает, как и динамичная смена костюмов.
Ну и безусловно ярко сыграл камердинера Бабьеку (а слуга в комедиях из старинной жизни, это очень важный персонаж), наш Труффальдино, Сергей Потапов.
В заключение хочу сказать следующее… Послевкусие от этого спектакля, сродни хрустальному бокалу, наполненному янтарным трехсотлетним «Хересом-де-ла-Фронтера»