Макарова Светлана
24 октября 2013 г.
«Филумена Мартурано» – пьеса итальянского драматурга Эдуардо де Филиппо. Поставил её, пригласив русских актёров, на сцене самого русского и классического театра – Малого итальянский режиссёр Стефано де Лука.
Спектакль начинается, открывается занавес, и зритель видит за ещё одним прозрачным занавесом, будто за границей вымысла и реальности, комнату, в которой кипят нешуточные страсти… И вот поднята последняя завеса и перед нами просторная комната. Минимум декораций и мебели дают актёрам свободу для творчества, а зрителям свободу для воображения. Начинается действие, начинаются волшебство и чудеса…Сюжет пьесы незатейлив и известен по фильму «Брак по-итальянски», но удивительный дуэт Юрия Соломина и Ирины Муравьёвой преображает пьесу.
Филумену Мартурано великолепно играет Ирина Муравьёва. Это женщина со сложной судьбой, а вовсе не эффектная содержанка, в молодости зарабатывавшая себе на жизнь древнейшей профессией. Она живет с ловеласом Доменико, который использует её как хочет. Трагедия Филумены в том, что волею судьбы она лишена права быть женой и матерью. Муравьева блестяще показывает на что способна женщина и мать, старающаяся искупить ошибки прошлого. Филумена приступила к решительным действиям. Сначала она притворяется умирающей, чтобы официально выйти замуж за Доменико, а он ждет её «смерти», чтобы жениться на молодой. Но обман не удается, и Филумена знакомит Доменико со своими сыновьями, которым она тайком ото всех (кроме служанки Розалия Солимене) материально помогала. Последний жест отчаяния: Филумена признаётся, что один из трёх её сыновей – сын Доменико! Она эффектно уходит, оставляя в недоумении своего легкомысленного «мужа». В финале пьесы героиня Ирины Муравьёвой, наконец-то, обрела семейное благополучие. К ней возвращается женственность, хрупкость и, главное, любовь и счастье материнства. Разучившаяся плакать за долгие годы борьбы со своей судьбой, Филумена плачет и радуется одновременно.
Юрий Соломин предстаёт перед нами в образе стареющего соблазнителя женщин Доменико Сориано. Он прекрасно доносит до зрителя все тонкости характера своего героя, его переживания и изменения отношения к жизни. В начале пьесы Сориано не любит Филумену, борется с её «коварством» и напором. Как некоторые персонажи Чехова, он немного комичен и жалок, но имеет чувство собственного достоинства. И вот Сориано должен решить самый главный жизненный вопрос: продолжать легкомысленное существование или, наконец, обрести семью. В заключительном действии Юрий Соломин преображает своего героя. Каждый жест величественен и красив, каждая фраза органична и продумана. Ведь Сориано принял решение: он будет мужем Филумены, и у него теперь три сына. Один вопрос только его беспокоит – кто из троих сыновей его? Но вот они все трое назвали Сориано папой. Чего же её желать! Он любит детей, а с Филуменой его связывает нечто большее, чем любовь. Наступило душевное спокойствие.
Мило показаны сыновья Филумены: Умберто – Сергеем Потаповым, Риккардо – Константином Юдаевым и Микеле – Михаилом Хрусталёвым. Действительно, «дети есть дети», хотя уже и взрослые. И какое счастье для них, брошенных, найти семью.
Великолепен Александр Потапов в образе Альфредо Аморозо. Он простодушен и наивен, предан Сориано и всегда готов сгладить «острые углы» в отношениях между героями. Также добра и мила Розалия Солимене (актриса Лариса Кичанова). Её цель – соединить Филумену и Сориано.
Окончена пьеса. Филумена и Сориано на склоне лет открывают для себя тихую радость семейной жизни. Финальная сцена – дивный танец двух главных героев уже на пустой сцене без декораций. Всё как на ладони. И зритель остается, пусть ненадолго, наедине со счастливыми Филуменой Мартурано и Доменико Сориано. Не разгадана только загадка кто настоящий сын Доменико. Но в этом ли дело? И неважно итальянская или русская история была показана на сцене. Есть просто судьбы людей, их беды, душевные переживания и любовь.