ilko
26 мая 2013 г.
Традиционно (и справедливо) считается, что "Село Степанчиково" населяют прообразы будущих великих произведений Достоевского: "Идиот", "Бесы" и "Братья Карамазовы". Традиционно же обычно деликатно умалчивается о том, что в Фоме Опискине Достоевский вывел позднего Гоголя, автора "Выбранных мест из переписки с друзьями". Умалчивается из уважения к Гоголю, потому что если вы не религиозный фанатик и идеи великорусского шовинизма вам чужды, вы и сейчас не сможете читать "Выбранные места..." без чувства неловкости за их автора, без недоумения: неужели это написано той же рукой, что и "Ревизор", "Женитьба", "Мертвые души"...
Сейчас "Выбранные места из переписки с друзьями" опубликованы с предисловием некоего Владимира Воропаева, который всерьез пишет, что по-настоящему понять "Выбранные места" может только воцерковленный читатель, и только страстно исповедующий православие литературный критик, хорошо знающий святоотеческие труды, способен написать верную рецензию. Тут и подумаешь, а может не так уж неправ известный театральный и кино-обозреватель, жж-блогер arlekin, который регулярно использует формулировку "православный фашизм" в своих рецензиях.
Антон Яковлев, режиссер спектакля, выступил защитником Гоголя и высмеял в свою очередь Достоевского. В его спектакле нет Фомы Опискина, на его месте артист Бочкарев, в длинном, обмотанном вокруг шеи шарфе и желтом жилете, а-ля постаревший Остап Бендер, играет Опискина, нарочно отстраняясь от образа, и весь спектакль таким образом сводится к одной куцей мысли: каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает. Говорить о том, что Ростанев - прообраз князя Льва Николаевича Мышкина, не приходится. Нет там ни Мышкина, ни Лебядкиной, ни Лебедева, остался только Видоплясов-Смердяков и все остальные - те же Смердяковы, только чуть почище.
Великий мудрец Эймунтас Някрошюс поставил в театре Наций "Калигулу" без Калигулы, а у нас Антон Яковлев(а чем мы хуже?) - "Село Степанчиково" без Фомы Фомича. Вот как получается - что литовцу здорово, то для русского смерть.
В одном я благодарен Малому театру - появился повод пересмотреть телеспектакль "Село Степанчиково и его обитатели" 1989 года. Конечно, построен весь спектакль на актерских штампах, но сколько их! и как разнообразны! Евстигнеев Евгений Александрович как-то, кажется, в связи с "Собачьим сердцем", где он сыграл Преображенского, сказал: "Чем я отличаюсь от плохого артиста? У плохого три штампа, а у меня - триста!" Правильно. Это называется - мастерство. А когда еще и вдохновение...тогда будут и слезы и любовь:)
В спектакле Малого театра три штампа и тривиальный подтекст.