Светлана
23 ноября 2013 г.
Спектакль по повести Ф.М. Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели», поставленный режиссером Антоном Яковлевым, производит очень интересное впечатление. Сценическая версия, написанная режиссёром, сохранила все сюжетные линии и акценты автора, а спектакль очень наглядно и ярко, в фарсовом ключе, выражает основную мысль повести – можно долго и безнаказанно манипулировать людьми, которые боятся сами отвечать за свои поступки, принимать решения, боятся надеяться и любить.
Декорации спектакля довольно оригинальны: полукруглая комната с лестницами по бокам, которые ведут наверх. Там, на самом верху, в середине стоит кресло с тряпичной куклой, символизирующей «хозяина положения» в доме – Фому Фомича Опискина. Музыка Григория Гоберника прекрасно подчеркивает атмосферу спектакля. То, что происходит, напоминает театр в театре. Все жители дома, словно марионетки, подчиняются главному кукловоду Фоме. Он многолик и в нем собраны почти все грехи каждого человека.
Фома Фомич Опискин – это центр всего происходящего, можно сказать «центр вселенной» для обитателей села Степанчикова. Этот образ блестяще создал актёр Василий Бочкарёв. Его Опискин темпераментный, предприимчивый и расчетливый аферист, который, пользуясь слабоволием окружающих, добивается неограниченной власти и с наслаждением навязывает всем свою волю и свой вкус. Бывший шут Опискин теперь задаёт тон, подчиняет себе всех: Егора Ильича Ростанева – владельца богатого поместья Степанчикова, его мать генеральшу, её свиту и слуг. Он наслаждается тем, как жители поместья выполняют его прихоти и капризы, порой просто откровенно издевается над окружающими, играет судьбами людей, полностью подчиняя их себе. Опискин постоянно в движении, раскован и фонтанирует энергией: то произносит самозабвенные речи о высоких материях, то старается искоренить «Камаринского», то заставляет старого слугу учить французский… «Низкая душа, выйдя из-под гнёта, сама гнетёт!» Бочкарёв с юмором и сатирическими нотками показывает Опискина – самовлюбленного фигляра. Фома Фомич – хозяин и господин, а иногда и шут: дурачится, умничает, юродствует, проповедует и торжествует. Василий Бочкарев в образе Опискина легко вступает в контакт и со зрителями, вовлекая их в действие: присев на край сцены, обращает к зрителям свои монологи, а иногда и спускается в зал. В финале, уходя из Степанчикова со словами «А я – в Москву. Лекции читать», проходит через зрительный зал, громко напевая «Камаринского».
Актер Виктор Низовой прекрасно играет Егора Ильича Ростанева, бывшего гусара, полковника. Ростанев вышел в отставку и теперь хозяин поместья Степанчикова. Убежденный в доброте и благородстве людей, он оправдывает даже самые дурные и эгоистические поступки, не хочет верить в злые замыслы и побуждения. Егор Ростанев совестливый, добрый, уступчивый, склонный порой даже жертвовать собой и своими убеждениями. Он даже называет Опискина «Ваше превосходительство», кланяется бывшему шуту и становится сам посмешищем. Виктор Низовой показывает все душевные переживания своего героя. Он пытается защитить себя и свою любовь к молоденькой Насте Ежевикиной (актриса Ольга Абрамова), добиваясь её руки. Но всё-таки именно Фома Опискон благославляет их брак.
Сергей, племянник Егора Ростанева, хорошо показан актером Алексеем Дривенем. Сергей видит, что всё происходящее в поместье напоминает сумасшедший дом. Он пытается что-то изменить, объяснить дяде, что Опискин просто капризный тиран, но безуспешно. Сергей единственный, кто трезво оценивает происходящее, а изменить ничего не в силах.
Очень ярко представлен Водоплясов актёром Дмитрием Мариным. Он вдохновенно и возвышено читает свои нелепые стихи «Вопли Водоплясова», встав на стул и артистично жестикулируя. Персонаж почти карикатурный. Его мечта сменить фамилию, но это ему не поможет: стихи всё равно будут «воплями Водоплясова». Хорош и трогателен Мизинчиков в исполнении Дмитрия Зеничева. Он пытается выгодно жениться на чудаковатой даме Татьяне Ивановне (актриса Ирина Жерякова), старается что-то изменить в своей жизни, а в итоге напивается. Отлично показан актёром Сергеем Тезовым слуга Гаврила – смешной и несчастный старик, с трудом изучающий французский под руководством неумолимого Фомы.
В финале спектакля Фома Опискин уходит, на сцене воцаряется полумрак, а наверху мерцают то ли огни, то ли звезды… «Заронил ли я, - спрашивает Фома, - в вас искру небесного огня?» И все в ответ декламируют: «Заронил, заронил, заронил…» Да, он заставил окружающих плясать под свою дудку. И мы, к сожалению, порой попадаем под влияние подобных Опискиных. Но нет ничего хуже, чем самодур, дорвавшийся до власти. А этот спектакль уж точно заронил зерно в почву для размышления.
Большое спасибо!