Бар_Дмитрий
13 марта 2006 г.
Писать о спектакле сложно, ведь сам спектакль труден для восприятия, он требует зрительского таланта, наслаждение трагедией – это наслаждение особого рода. «Царь Борис» – не самый посещаемый спектакль. К великому сожалению. Ведь он того стоит.
Трагедия царя, трагедия России. Почему страна отдалась самозванцу? Почему страна идет к Смуте, катастрофе? Почему русский народ начинает ненавидеть еще вчера любимого царя, и ввергает себя в пучину бедствий? От любви до ненависти… Почему люди так просто верят во всякие глупости, отдают за них жизни, страдают, а потом кровью и потом смывают все то, что натворили? Ответив на этот вопрос, убежден, можно во многом понять пресловутую загадку русской души.
Спектакль не дает нравоучительных ответов (да и художественная правда вовсе не обязана следовать правде исторической) – автор и актеры предлагают поискать ответ прежде всего в душе Бориса, отравленной страшным преступлением. Мораль же каждый выносит свою.
Спектакль, несмотря на то, что посвящен мрачным страницам нашей истории, оставляет удивительно светлое впечатление. Василий Иванович Бочкарев – наверное, один из самых лучших театральных актеров страны, демонстрирует свой неповторимый талант. Ну не верится, что этот человек – еще и Сила Ерофеич Грознов из «Правды» – нет ни схожей интонации, ни схожей мимики, ни жеста. Посмотреть, как перевоплощается В. И. – хотя бы только ради этого стоит сходить на «Бориса». Играет мощно, на надрыве. Артист прекрасно доносит до зрителя все изменения, происходящие в душе своего героя, да и царь, в начале спектакля – широкоплечий, здоровый, уверенный в себе человек, превращается к финалу в больного, затравленного, увядающего старика. Блестящая работа!
Не буду описывать все другие роли, большинство из них – просто отличная работа! Очень хочется, чтобы спектакль жил и радовал, пусть и не очень многочисленных, зрителей, у которых есть талант. Спасибо!