Елена Александровна Рузина
23 января 2013 г.
Как только я узнала, что в Москве проходит фестиваль "Островский в доме Островского", тут же поспешила купить билет на один из любимейших спектаклей "Бешеные деньги" (Оренбургский театр). Началось всё очень мило, хорошие речи, обмен подарками. Всё, как полагается. Но вот начался спектакль и мне стало понятно, что я ужасный консерватор и ретроград. Ну ладно, допустим в начале актёры в цивильном якобы едут в метро и читают свои тексты. Ну это такой современный и оригинальный приём. Ладно! Но зачем в левом углу сцены мужчина долбит молотом по наковальне? Я думаю это для того, чтобы мы поняли, каким трудом достигается благосостояние главного героя, в отличие от героинь, фланирующих поблизости. Но потом появляются Телятев и Глумов и тут уж я, простите, впала в ступор! Один другого угощает семечками и они начинают их грызть и плеваться шелухой! Я конечно понимаю, что задумано это для того, чтобы подчеркнуть легкомыслие этих вертопрахов, их несерьёзность, но я навсегда отравлена обоянием Подгорного в роли Телятева и Васильева в роли Глумова. В том спектакле как раз было сочетание нравственной распущенности с внешним лоском и светским воспитанием. А здесь? Уж лучше бы одели и Г. и Т. в рваные джинсы и майки с неприличным принтом! Ну ладно, поехали дальше. Появились Чебоксаровы. Н.А. вся в бриллиантах, а Лидия в мятом несвежем платье. Можно понять, не везти же все туалеты и мебель из Оренбурга. Хотя зелёные щиты для ограждения балконов что-то изображали из интерьера, но театр это такое действо, что можно на одной скамье такое разыграть! (см."Правда хорошо..." в постановке Малого). Но вот когда Чебоксарова прямо на краю сцены уселась верхом на стул (лицом к спинке и к зрителям)... честно говоря, я уж и не знала, как себя вести. И вообще почему-то она (Н.А.) всё время заигрывала с Кучумовым. Вероятно. мы должны были предположить, что ранее их что-то связывало. А в сцене, которая предполагаетсвершившуюся свадьбу, на сцену выехала огромная железная телега (в магазине на таких большие коробки с продуктами вывозят) и Чебоксарова сначала накрыла её белой простынёй, а затем быстро сменила её на красную, вероятно для того, чтобы показать изменение социального статуса невесты. Может быть я просто испорченный человек и ханжа впридачу. но мне непонятен был смысл этого действа. Конечно, надо и что-то хорошее сказать. Во-первых, абсолютно точно сказан весь текст. Знаю эту пьесу почти наизусть и мне было приятно ,ч то в этой части нет никаких новшеств. Во-вторых актёр, игравший Василькова, мне понравился. Да и, думаю, все актёры хорошие, играют, как велит режиссёр, как режиссёр видит. Скорее всего, это я одна такая тёмная! Хотя мне конечно ближе Островский Малого театра, без пантомимы, без виртуальных чашек, без скачек Василькова на швабре (да, и это было!). Ну конечно, зал был полон, были крики "браво", аплодисменты и корзина цветов от Малого театра. Ну в общем, не знаю, что и думать! Что-то я злая сегодня! Простите за "неположительный"отзыв, но я так думаю! Желаю вашему театру творческих успехов, пусть он оправдает высокие награды, полученные ранее. С уважением, Елена Александровна.