Ольга Вихирева
16 ноября 2003 г.
27.04.2003
В активе Малого появился еще один музыкальный спектакль… И это хорошо уже само по себе, потому что музыкальный, танцевальный - водевильный, если хотите (но не только водевильный!) - потенциал «дома Островского» раскрыт далеко не полностью… Не так-то это просто: в театре, где до сих пор лучший юмор – это юмор именно Островского, взяться за водевиль…
Классический водевиль в эпоху бума мюзиклов - да еще и на основной сцене Малого?!
Водевиль - когда сюжет угадывается чуть ли не с первых реплик; где happy end, несмотря на козни недоброжелателей, неизбежен; где соответствие игры актера канонам амплуа обязательно, и все это - законы самого жанра…
«Мишени» для порицания обозначены слишком уж явно – и вот тут-то и начинается захватывающая игра: угодят ли критики в заранее расставленные «ловушки», или заметят кое-то еще… А это «еще» - в первую очередь Оркестр!
Он (только с заглавной буквы!) присутствует во многих спектаклях Малого, но здесь – едва ли не главный герой! Он открывает все действие и остается с нами до финального канкана. Он задает ритм, по которому развивается вся история… И этот ритм подхватывает кордебалет (студенты-щепкинцы, вполне достойно смотрящиеся на знаменитой сцене), поддерживают великолепные актерские голоса (все мэтры - «в голосе», как им и положено по статусу; из молодых же артистов особенно хочется отметить Инну Иванову и Алексея Фаддеева). Этот ритм повторяется в абсолютно шикарных танцах (браво Ольге Пашковой и Александру Юрьевичу Ермакову!) и плавно переходит в звук, которого «слаще нет на свете» – в «аплодисмент»! А за то, что Каратыгинский текст стал по-настоящему музыкальным, отдельная благодарность Александру Владимировичу Клюквину!
Ну, а кроме музыки, «Ящик» спасает ирония – да-да, именно она, пусть даже скрытая от поверхностного взгляда! И ее высшее проявление, по моему мнению - бесподобная игра Юрия Мефодьевича Соломина - гениальное исполнение роли… артиста-неудачника. Причем талантливого неудачника, мечтающего, как и все мы, о своем «маленьком театрике»… Так уж выходит, что забросивший дающую кусок хлеба латынь сумасброд, несмотря на почтенный возраст, сердцем моложе своих деловых «родственников»…
И какими бы ни были отзывы критиков, «Ящик» обязательно найдет свою публику… «Мне кажется, я ее вижу!», говорит Сен-Феликс–Соломин, вглядываясь в финале в зрительный зал. «Да, Вы правы», отвечает переполненный зал, не жалея ладоней – и проведенных вместе часов…