Ольга Вихирева
16 марта 2005 г.
Наверное, для каждого спектакля существует свой «момент истины», когда все внешнее и внутреннее складывается наилучшим образом, и наконец-то открывается настоящее лицо спектакля (причем для этого совсем не обязательно быть в первом ряду партера ;о).
И вот такое, не лежащее на поверхности, но спокойное, надежное, постоянное очарование ничем не хуже сражающей с первой же минуты эффектности… «Грош» удалось как следует прочувствовать только с третьего раза… И если уж рассуждать категориями «чувств», то общее ощущение от увиденного – какой-то цельности, взвешенности, гармоничности… Даже не из-за хэппи-энда (впрочем, как всегда у Островского, он для кого-то и «хэппи», а для кого-то – совсем наоборот ;о).
Просто в этом спектакле есть все… Он не грустный и не веселый – точнее, в равной мере и грустный, и веселый. Он – разный, а это, на мой взгляд, едва ли ни самая высокая похвала, и для артиста, и для спектакля.
Рядом – шекспировского накала страсти – и до боли знакомые, обыденные заботы о хлебе насущном, бесконечные поиски денег, потихоньку съедающие всю жизнь без остатка… Рядом – такие разные, но такие похожие в своем непобедимом желании жить счастливо купеческая дочка Лариса (одно удовольствие наблюдать за яркой, праздничной игрой Татьяны Коротковой) - и бесприданница Настенька… У Ольги Молочной она не так походит на будущую Настасью Филипповну, как это было у Алены Охлупиной – но не менее интересна. И тут же – просто ураган эмоций и океан экспрессии, Домна Евстигнеевна (Клавдия Ефимовна Блохина) – гениальный постановщик шоу в отдельно взятом дворе. А уж что говорить о, действительно, пошедшем талантами в маменьку, сыне ее, Елесе?! Вчера в исполнении Александра Вершинина это был просто какой-то фейерверк, а не человек! ;о)
И среди этих постоянных переходов от высоких материй к низким, от переворачивающих сердце монологов - к «Чижику-пыжику» и «Хаз-Булату», как камертон – игра двух артистов. Безусловно, и все остальные играют в полную силу, но здесь что-то такое, что по полочкам не разложишь… Это игра Галины Григорьевны Микшун – великолепной Анны Тихоновны, и, конечно же, игра самого режиссера, Эдуарда Евгеньевича Марцевича. В Крутицком, кажется, целая вселенная – столько чувств, эмоций, светлого и темного… И не пожалеть его невозможно, когда кажется, вот-вот, и проснется в Михей Михеиче душа. Но еще секунда, и дрожь пробирает, как будто в бездонный колодец заглядываешь – нет, не оживет это сердце…
БРАВО!!!
Так что мораль (если вообще возможна она в разговоре о таком изменчивом явлении, как театр ;о) такая – бывает, что и уже виденный спектакль становится настоящим открытием. Значит, маленькие чудеса возможны!
Это вряд ли прибавит нам денег (ни гроша, ни алтына ;о) – но сделает жизнь чуточку ярче.