Рина
20 октября 2008 г.
Пьесу я не читала, признаюсь сразу. Но название – «Дети солнца» будило воображение. Виделось что-то огромное, манящее, пронизанное солнечными лучами, рвущееся вперед. Есть у Горького эта безудержная ширь, гордая и романтичная.
Пьеса оказалась другой.
Но могу поклясться – солнце там было! Там было солнце….
Я не очень умею мыслить масштабно. Мое восприятие больше на эмоциональном уровне, уровне чувств.
В центре пьесы господин Протасов. Искренне занят своими научными опытами, красиво рассуждает о солнце и человечестве, о разуме и доброте. И обидеть никого не может. И пригрозить. Эдакий большой, светлый ребенок, наивный и прекрасный в своей мечте. Мечте о солнце. Пока недостижимой.
А между тем, есть солнце, в чьих лучах он греется, благодаря которому он может предаваться своим научным изысканиям. Это солнце и обласкает, и решит все бытовые проблемы, и разгонит тучи. Он так привык к его теплу, что стал воспринимать это тепло как должное, как часть природы, незыблемую и постоянную. Проще говоря, он приспособил свою жену под обогреватель - надо включил, не надо - в угол закатил. А то, что обогревателю тоже нужно тепло, ему и в голову не приходило. И вот однажды случилось странное, солнце вдруг перестало греть. Вот тут-то стало холодно и страшно.
Да, это страшно – вдруг лишиться солнца. И каждый из героев пьесы ищет солнце и стремится к нему. У каждого оно свое. Даже у горького пьяницы-слесаря. Его солнце – его жена, и побоями он хочет добиться от нее ласкового тепла.
Но вот если говорить об интеллигенции, то для меня это очень спорный вопрос, интеллигент ли Протасов. Вот его жена – интеллигентка. Она, не раздумывая, пошла к больной холерой жене слесаря, пошла помочь, хотя бы даже своим присутствием. Никто не пошел, ни ее муж, который так красиво говорит о величественном, стройном организме - человечестве, о добре и разуме, ни художник Вагин, который служит в «прекрасном светлом храме свободы, правды, красоты…».
А вот Елена Николаевна, которую замечательно играет Светлана Аманова (играет тонко, с большим вкусом), вот Елена Николаевна пошла…
Да, Протасов высоко ценил слесаря Егора за его работу, хорошо ему платил, пытался мягко образумить его, когда тот бил свою жену. Но мог ли Протасов достучаться до его души, мог ли воздействовать на нее благотворно? Нет, не мог. Не мог потому, что на самом деле этот самый Егор так же мало интересует его, как и собственная жена. Протасов равнодушен к нему, он просто привык пользоваться результатами труда хорошего слесаря. Вразумляя Егора, Протасов даже не дал себе труда подумать - а можно ли это делать вот так, при всех. Можно ли говорить о больном для человека вопросе (а для Егора это очень больно) не сглазу на глаз, а во всеуслышание?
Да полно, будет ли Протасов думать о таких мелочах, слишком он занят собой и своим «служением науке» во имя светлого будущего. А какого будущего? Приблизят ли это светлое будущее его научные труды?
Нет, быстрее его приблизит любовь к своему ближнему, внимание к нему и участие. Только искреннее, сердечное. Как когда-то все началась с одной клетки, размножилось и сложилось «в орла и льва и человека», так прекрасное будущее начнется здесь и сейчас не от бесполезных речей. Оно начнется от простого теплого отношения к конкретному человеку, к конкретным людям, которые вокруг нас, которым нужно наше тепло и участие не меньше, чем солнечное.
В конце пьесы Протасов удивляется – за что? За что Егор, которого он ценил и не обижал деньгами, так сурово с ним обошелся.
А чему удивляться? Как не темен Егор, а его не обманешь. Трехрублевка - это еще не все, важна душа.
И, пожалуй, в конце пьесы Протасов понимает это. Он произносит в зал: «Человек должен быть…..» И замолкает. Он только что горячо говорил о своей обиде, о слесаре, он и начал то это - «Человек должен быть..» именно для того, чтобы сказать, каким должен быть этот темный дикий Егор! И вдруг, он понимает, что все это и к нему самому относится.
Что и он сам - «должен быть…»
Каким? Каким он должен быть, ЧЕЛОВЕК? Не где-то там, в прекрасном будущем, а здесь и сейчас….
Для меня это стало основной мыслью спектакля.
Прекрасные актерские работы. Блистательная Евгения Глушенко. Блистательная. Мне даже трудно словами выразить то, что я почувствовала. Сердцем почувствовала. Спасибо!!!!!
Прекрасный Василий Бочкарев. Именно он своей игрой рождает огромное количество мыслей о человеке.
Замечательные работы Светланы Амановой, Александра Коршунова, Виктора Низового.
Очень хорошо играют маленькие роли Сергей Потапов, Ирина Жерякова, Ольга Жевакина.
Спасибо режиссеру, актерам и всем создателям спектакля за их работу, за тот кусочек солнца своей души, который они в нее вложили!