Дмитрий
21 марта 2011 г.
Впервые уходил из Малого театра не с чувством восторга или тихой радости, а в абсолютно подавленном состоянии. Почему? Потому что на сцене увидел нашу жизнь, потому что со времен Горького в психологии нашего общества мало что изменилось, потому что персонажи, которых автор вырисовывал, оказались здесь, рядом. Полподъезда соседей – слесари Егоры, в чем-то талантливые, но упорно нежелающие вылезать из своей грязи, своей обиды и ненависти на весь мир, беспробудные и буйные. Им все равно, какая власть на дворе – лишь бы их не трогали, а лучше все дали и просто так… А сколько Мишек – беспринципных рвачей, для которых человек – всего лишь средство, мусор, – вокруг... Люди, потерявшие за деньгами людей и себя… Толпа, готовая раздавить любого, кто хоть чуть-чуть не похож на тебя. Елена Николаевна, которая ухаживает за холерной, а потом муж больной (все тот же Егор) – приводит толпу громить дом и бить Протасова… Мелания вдруг осознавшая свое счастье (и несчастье тоже), нашедшая свою любовь: как много бизнес-леди вдруг осознают, что в погоне за деньгами они потеряли что-то более важное.
Непонятная, рыхлая интеллигенция, которая делает свое дело, не интересуясь жизнью (Вагин), а даже смерть вызывает в ней желание сотворить что-то эдакое (сделать зарисовку – как в спектакле, или снять «кину» – как в жизни), не совсем нужное людям, но приятное себе. Это ли не эгоизм?
Забитость народа. Глаза горничной Луши (Ирина Жерякова молодец!) о многом говорят, больше, чем лизание мыла.
Ой, как много из сегодняшней жизни. Много плохого. К сожалению, системные болезни нашего общества оказались (пока?) неизлечимыми. От этого грустно и тошно. Невероятно больно. Ужасно, что эта боль неочищающая, а грусть несветлая.
Теперь о работах. Протасов – хорош (ну не равнодушен я к гению Василия Ивановича), Мелания – чудо. Два совершенно очаровательных артиста, которых трудно представить в роли, скажем так, крайне неоднозначных персонажей – Александр Викторович Коршунов и Сергей Потапов – были великолепны, их игра вызвала именно те эмоции, которые и заслуживали их персонажи. Виктор Низовой и Людмила Викторовна Титова – блеск! Остается совершенно непонятным: что может связывать Протасова и его жену («как така любовь?»), за что они друг друга полюбили, несмотря на разницу в возрасте? Какие отношения между Вагиным и Протасовым. Отчего они на ты, хотя, опять-таки, разница в возрасте этого не предполагает. Не могу не отметить Людмилу Петровну Полякову и Евгения Куршинского – вот где попадание на все сто. В целом второе действие сильнее первого, артисты, видимо, разыгрывались после болезни Василия Ивановича. Но в целом спектакль на уровне Малого. Спасибо, что он есть у нас.