Маша Хинич, сайт
1 марта 2012 г.
«Железная дорога в Дамаск» – «Мсилат ла-Дамасек» - свежая-свежая премьера в «Габиме». Первые спектакли прошли в двадцатых числа марта. Я была на четвертом, впечатлений– множество и самых хороших. Прекрасная игра Додиной, интереснейшая пьеса Хилеля Миттельпункта. Продуманная режиссура Илана Ронена. Снова переплетение Истории и историй. 1942-й год в Хайфе: Эрец-Исраэль под Британским мандатом, корпус Роммеля в Северной Африке, армия Монтгомери в сражении у Эль-Аламейна. Английские солдаты, репатрианты из России, становление «Эцеля» и «Лехи», воспоминания о погромах в Яффо и в России. Над всем и всеми витает образ Сары – дочери репатрианта из России, коммуниста, сдружившегося еще в 20-х годах в Хайфе с арабом-адвокатом, ныне – опекуном и работодателем Сары, в свою очередь опекающей младшего брата, обвиняемого в покушении на английского офицера. Чтобы спасти брата, Сара предает своего работодателя. Параллельно (и пересекаясь вне законов геометрии) развиваются любовные линии, отношения детей и отцов, братьев и сестер, дружба и вражда и кровавые выяснения отношений между «Лехи» и «Эцелем». Времена казалось бы прошлые, а темы пьесы актуальны и сегодня. Сосуществование, взаимные обвинения, любовь и путаные отношения людей на фоне того времени, запутавшегося в самом себе. Историческая часть – крайне интересна. Любовная – всегда и везде равнодушным не оставит, как и семейная. Сценография Рут Дар выше всяких похвал: она также с большой выдумкой использует вертящиеся панели – то цветные «настоящего» времени действия, то черно-белые, переносящие в «прошлое» пьесы, придавая ей кинематографичность. Спектакль смотрится на одном дыхании – так же как читается увлекательная книга по истории Израиля. Смотреть обязательно и тем, кто является поклонниками Додиной и тем, кто считает, что в «Габиме», отмечающей 90-летие, лишь сдувают пыль со старых постановок.
Миттельпункт написал эту пьесу специально для нашего Национального театра, она впервые представлена на сцене и поставлена в содружестве с другим Национальным театром – британским Royal National Theatre. При чем тут англичане? При многом: о деятельности немцев и англичан в Палестине с середины 19 до середины 20 века можно долго рассказывать. В «Железной дороге в Дамаск» описан всего лишь один эпизод, но даже этот эпизод дал массу материала для полноценного спектакля с отличными актерами. Тель-Авивский театр и Лондонский – каждый создал спектакль о временах британского мандата (взгляд с разных сторон) и после премьер израильский спектакль поедет в Англию, лондонский – в Тель-Авив (правда, английский драматург еще не дописал текст).
В спектакле говорят на иврите, английском, арабском и кричат по-русски: в минуты отчаяния кричат на родном языке. Перевод проецируется на задник сцены – в некоторые моменты надо успевать быстро читать текст. Поторопитесь посмотреть, пока спектакль свеж и сами актеры получают несомненное удовольствие от игры в нем. Евгения Додина в роли Сары - абсолютно убедительна. Железная воля, изломанная судьба, десятки ухажеров, заботы о близких, которых у нее отбирают. На образе Сары держится пьеса, так же, как на игре Евгении Додиной держится спектакль - взгляд на тот период через историю женщины. Два часа действия пролетают слишком быстро: хочется смотреть еще и еще. Это вторая работа Додиной с режиссером Иланом Роненом после спектакля «Анна Каренина» и вторая израильская пьеса, в постановке которой она участвует. Первой была «Трапеза» Яакова Шабшая в «Гешере» уже довольно давно – в 1998 году.