Светлана и Ольга
9 ноября 2012 г.
Спектакль по пьесе Островского «Бесприданница» динамичный с отличной игрой актеров, яркими декорациями и хорошей музыкой. Постановка классическая, но в ней нет «штампов», персонажи правдивые, каждый со своим сложным характером и индивидуальностью.
Вот главная героиня Лариса очень трогательно показана молодой актрисой Александрой Ивановой. Лариса – бедная безденежная невеста с прозаичным образом жизни. Эта девушка чистая, трепетная, бесхитростная. В ней, действительно, «земного, житейского» нет. Она устала от пошлости и цинизма людей, которые её окружают, ей ненавистен стиль жизни, навязанный матерью. Лариса влюблена, но её избранник, Паратов, уехал, забыв о ней, и она наивно думает избавиться от чувства любви, выйдя замуж за Карандышева (бедного молодого человека), чтобы поскорей уехать в деревню. Она мечтает о свободе, хочет гулять по лесу, собирать ягоды…. Лариса очень музыкальна: играет на гитаре, душевно исполняет прекрасный романс (музыка Г.Я. Гоберника). К сожалению, ей не суждено радоваться жизни. Окружающие ещё не «наигрались» этой наивной девушкой и обращаются с ней, как с вещью. Гибель Ларисы предрешена, зрителя готовят к этому на протяжении всей пьесы. Но не так уж просто молодой девушке добровольно расстаться с жизнью. Александра Иванова очень точно показала душевную борьбу своей героини. И вот происходит убийство физическое, хотя морально Ларису убивали очень медленно и долго.
Сергей Сергеевич Паратов (актёр Алесей Фадеев) – красавец-барин, судовладелец, любит покрасоваться, пустить пыль в глаза. Его широта натуры и благородство скорее показные, чем искреннее. У Паратова всегда «холодная» голова, он расчетлив, коварен и жесток. Очень любит покутить, не в чем себе не отказывает и компенсирует свои расходы выгодной женитьбой. Так зачем же ему Лариса? Тешить самолюбие! Паратов немного увлечён Ларисой, но вряд ли влюблен в неё. Он позволяет ей его любить и наслаждается этим.
Прекрасно показан Василий Вожеватов актером Сергеем Потаповым. Этот молодой купец весёлый и приветливый немного суетлив, но знает себе цену. Вожеватов расчётлив и самодоволен, но не чужд маленьких слабостей: пьёт с утра шампанское из чайничка, делает Ларисе дорогой подарок. Он гордится собой, любит роскошь, но из бюджета не выйдет. Вожеватов - друг детства Ларисы, а она для него только развлечение. Ссылаясь на «честное купеческое слово», Василий отстраняется от Ларисы, оставляя её на произвол судьбы.
Ярослав Барышев предстаёт перед нами в образе Мокия Пармёныча Кнурова. Он немногословен и нелюдим и, в силу своего возраста, лишен сентиментальности. О, это настоящий барин, который со своими деньгами умом и обаянием мог бы жить и в столице. Не напрасно его мечта – поехать в Париж на выставку с красивой девушкой. И для этого он присмотрел Ларису. Но Кнуров не только увлечен Ларисой, он страстно любит её и готов многое положить к её ногам: предлагает ей огромное содержание тем самым, как он считает, спасает Ларису от страшного позора. А в то же время Кнуров «играет в орлянку» на Ларису и рассматривает её как дорогую вещь, не ведая того, что невольно унижает любимую женщину.
Самый противоречивый образ в пьесе создан актером Дмитрием Мариным – это Карандышев. Он скромен и болезненно самолюбив, любит Ларису и в то же время воспринимает её как дорогой подарок, которым можно гордиться. Карандышев немного комичен: пытается быть и услужливым, и высокомерным одновременно. Но именно он, смешной и неуклюжий, убивает Ларису в безумном припадке собственника, освобождая её от безысходности жизни, завершая тем самым трагедию жизни Ларисы.
Спектакль «Бесприданница» – это прекрасная иллюстрация пьесы А. Н. Островского. Действие дополняют яркие и выразительные декорации: вот городская пристань, беседка, берег Волги, гостиная Огудаловой в голубых тонах, дающих ещё маленькую надежду, а вот бардовая комната Карандышева, как кровавое предзнаменование грядущей трагедии… Все персонажи живые, не карикатурные, и зрители сопереживают им. А постановка спектакля при всей драматичности не оставляет тяжёлого чувства. Да, жаль Ларису, сжимается сердце, но юмор тонкой нитью проходит через всю пьесу - смешное и трагическое рядом. В спектакле раскрыта мысль нравственная и гуманная, проблема доброго и дурного в людях, желание постичь загадку жизни. Вот она волшебная сила искусства!