Вадим Грачев
5 февраля 2013 г.
Евдокия Дмитриевна Турчанинова - великое явление русской культуры
Давно и с большим интересом изучаю историю русского театра. Сколько великих, имён, великих пьес и инсценировок, великих достижений! Лично мне русский театр дорог, прежде всего, тем, что выражает русский национальный дух - яркий, самобытный. Даже если это иностранная пьеса, наши великие актеры способны высказать в ней что-то свое, что делает эту пьесу достижением русского искусства, а не только, например, английского, или французского. Для меня олицетворением великого русского искусства является Малый театр. Это целая эпоха в развитии театра. Это театр вечный и вечно молодой. Хотя даже великий МХАТ намного младше Малого. Историю Малого театра можно изучать всю жизнь, настолько она велика. Я бы очень советовал тем, кто любит Россию и русское искусство начать с Малого театра. Возьму лишь один небольшой фрагмент его истории - знаменитых трех "старух". В Малом Театре слово "старуха" не является оскорбительным, а скорее наоборот, хвалебным. Если актриса стала играть старух, значит, достигла вершины своего мастерства. Три великих старухи - Это Александра Александровна Яблочкина, Евдокия Дмитриевна Турчанинова и Варвара Николаевна Рыжова. Каждая из них действительно "на должности" старухи пробыла очень долго - первая прожила 98 лет, вторая - 93, третья - 92. Вообще долгожительство для Малого театра - нормальное явление. Эти три великие старухи возвышаются как гора с тремя вершинами. И все же самая высокая вершина - Турчанинова. Её величие проявилось во многом. Хотя бы один такой факт, как обширность репертуара. Яблочкина и Рыжова были несколько ограничены в амплуа. Первая играла только светских дам, дворянок, помещиц, буржуазных женщин. Вторая - простонародье - свах, нянюшек, мамушек, приживалок, крестьянок. Турчанинова же органично жила и в тех и в других ролях. Яблочкина и Рыжова никогда не играли ролей в очередь друг с другом. Турчанинова же играла в очередь и с Яблочкиной и с Рыжовой. Да еще наполняла эти образы такой глубиной и мудростью, что действительно возвышалась над другими как вершина горы. Когда я слышу голос Турчаниновой, то в моем сердце возникают самые родные и заветные образы - русские сказки, песни, Пушкин, Некрасов, Островский. Я мысленно вижу картины Нестерова, Васнецова, мне чудится музыка Глинки, Чайковского и Мусорского. Я вижу картины родной природы - лес, луга, болота, речку, подернутую туманом. Я представляю запах свежего хлеба, молока и душистого сена. Мне видится удалой русский праздник, или слышится тоскливая, протяжная песня. Короче говоря, голос Евдокии Дмитриевны Турчаниновой я бы назвал голосом самой России - настолько ее гений вобрал все то лучшее, доброе и яркое, что есть в русском народе. И если бы спросили, с чем у меня ассоциируется Россия, то одно из первых мест я бы отдал Турчаниновой.
Годы её жизни довольно давние (1870-1963), но, к счастью, от нее осталось огромное наследие в виде записанных на пленку спектаклей, фильмов, записанных на радио постановок, литературных произведений, сказок, воспоминаний. Есть две книги об её творчестве. На сайте Малого театра www.maly.ru есть страничка, посвященная ей, и все желающие могут услышать этот дивный голос - низковатый, глуховатый, порой - надтреснутый, порой высокий, порой грозный, порой ласковый. Взять хотя бы русскую сказку "Ивашечка". Каким мастерством надо обладать, чтобы показать таких разных героев, такие разные оттенки характера. Представляю, какой за этим стоит титанический труд. Вот Ивашечка выражает довольство и радость: "Челнок, челнок, плыви к бережку - то меня батюшка зовет" И ты так и видишь этого сидящего Ивашечку, радостного, что наловил много рыбы, потрудился, что сейчас он отдаст ее батюшке. А вот, услышав голос злой старухи, он тревожно и протяжно говорит: "То не ма-амушка родная, то стару-уха злая". А вот Ивашечка на краю гибели умоляет гусенка "Гусенок мой, лебеденок мой, забери меня". А каким мастерством надо обладать, чтобы изобразить дважды одну и ту же старуху, первый раз с низким и страшным голосом, а второй раз с перекованным горлом, когда голос стал похожим на голос Ивашечкиной матери, но душа-то у старухи осталась злобной, соответственно надо произнести речь тем же голосом, но совершенно с другой внутренней, душевной окраской! И это только одна сказка. А таких дивных, красивых, русских ролей было у Турчаниновой сотни. А как она играла иностранок - англичанка миссис Хиггинс в "Пигмалионе", француженка мамаша Гранде в "Евгении Гранде", испанки, итальянки, да разве всех упомнишь! Видеозапись Пигмалиона тоже сохранилась - это просто чудо, как эта наша родная русская старуха, то дворянка, то крестьянка, преображается и становится чопорной англичанкой. И тут же смотришь «Растеряеву улицу», а там Турчанинова – Авдотья, простая старуха в услужении у самодура-хозяина. Неграмотная, послушная, но когда самодурство хозяина переходит все границы, она и резким словом может ему ответить, не боится. Столько в ней народной мудрости, понятливости, юмора, сострадания к людям, сколько просторечных словечек, междометий, какие гениальные народные интонации!. Даже не верится, что эта же актриса играла интеллигентную англичанку миссис Хиггинс. Как много было подвластно гениальной Турчаниновой. Очень жаль, что сегодня мало ее знают. Советовал бы всем, особенно молодёжи, кто не знал ещё об искусстве Евдокии Дмитриевны, познакомиться с творчеством этой одной из самых великих русских актрис!