В. Соломатин
17 июня 2004 г.
Горе от ума
Современная постановка пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума» на сцене Малого театра (реж. С.Женовач) вошла в пору зрелости, в пору взвешенных оценок, в пору, когда отшумели рецензии, когда казалось бы все сказано. Сказано о блестящем актерском созвездии ветеранов Малого, о небесспорной уместности условных декораций, о современности звучания классического произведения, об успехах и неудачах молодых актеров. Сказано почти все о крупных масштабных признаках, характеризующих постановку. Самое время всмотреться в детали, увидеть, как идет уже устоявшийся спектакль, когда для зрителя важнее не внешние атрибуты постановки, а самое ценное в театре – игра актеров.
Еще на памяти зрителя Малого театра блестящая постановка 60 - 70-х годов с Фамусовым – М. Царевым, Чацким – В. Соломиным, Софьей – Н. Корниенко, Молчалиным – Н. Верещенко и Б. Клюевым. Зрители постарше помнят постановку 1952г. с Факмусовым – К. Зубовым, Чацким – М.Царевым и воистину созвездием актеров: И. Ликсо, М. Садовский, О. Хорькова, Т. Еремеева, Е. Турчанинова, В. Рыжова, И. Ильинский, В. Пашенная. Современная постановка по замыслу скорее ближе к постановке 1952г. И сегодня на сцене блестящие, лучшие актеры старшего поколения Малого театра: Э. Быстрицкая, Т. Панкова, Ю. Каюров, Т. Еремеева. Значительны актерские работы И. Ивановой, С. Амановой, О. Пашковой, И. Леоновой. И все же, это спектакль Ю.М. Соломина. Его Фамусов – центральная фигура не по замыслу режиссера-постановщика, а по уровню актерского мастерства.
Фамусов Ю.М. Соломина еще молод, легок, остроумен, ироничен, обаятелен. Это не привычно навязываемый литературной критикой «социальный тип московского барина» - ханжа, брюзга и т.д., но заботливый отец, душа общества, острослов, в чем-то конформист, отнюдь не склонный абсолютизировать патриархальные традиции. Грибоедовский текст, хорошо знакомый со школьной скамьи, звучит в устах Ю.М. Соломина свежо, ново, каждая фраза, даже хорошо известная, ставшая поговоркой, воспринимается зрителем как открытие, как впервые услышанная. Фамусов отнюдь не банален (есть такой риск в этой роли), фразы рождаются прямо на глазах у зрителя как новая, умная, свежая мысль, с которой он делится с собеседником. Редко сегодня можно увидеть с концертной эстрады, на экране телевизора отрывки из спектаклей, сцены, поставленные как концертный номер. Может быть потому, что актеры стали скучны, а поставки пьес не допускают общения со зрителем вне контекста спектакля? Смею предположить, что чтение отрывков из спектакля в исполнении Ю.М. Соломина было бы интересным, например, для радиослушателей, столь ярок и остроумен актер в этой роли…
12 июня 2004г. Суббота… Лето… Дачный сезон… Вечерний спектакль. В тот же вечер футбол с участием сборной России. Зрительный зал Малого театра полон. После спектакля зрители долго аплодируют, благодарят артистов за доставленное удовольствие, неспешно расходятся. Многие расстаются с театром ненадолго, чтобы придти вновь и насладиться игрой замечательный актеров, ощутить вдохновение великих драматургов, услышать родной русский язык.
И еще… Малый театр – это Московский университет. Так всегда и считалось. Сегодня он становится университетом не только для зрителя, но и для актеров. В спектакле «Горе от ума» Ю.М. Соломин дает, как теперь говорят, «мастер-класс» своим молодым партнерам, да и не только им, а всей актерской гильдии. Дает уроки высочайшего актерского мастерства, уроки самоотверженного служения театру, уроки актерского вдохновения, уроки родной речи, уроки уважительного отношения к партнерам, ученикам, зрителю. Спасибо, Юрий Мефодьевич.
С днем рождения, здоровья Вам и творческого долголетия.
В.Соломатин