В.С.
20 февраля 2014 г.
В последний день февраля исполняется 70 лет со дня рождения замечательного актера, педагога, ведущего артиста Малого театра, заслуженного артиста России Николая Алексеевича Верещенко. Уверен, что многие любители театра, и особенно зрители Малого театра, хорошо помнят спектакли с участием Николая Алексеевича, его роли на прославленной русской сцене ,среди которых замечательные образы классического репертуара , такие как Иван Петрович (« Униженные и оскорбленные» Достоевского), Молчалин (« Горе от ума» Грибоедова), Каренин («Живой труп» Толстого), Беркутов («Волки и овцы» Островского), Стахов («Накануне» Тургенева) и многие другие. Именно в ролях классического репертуара проявились незаурядные актерские данные Н.А.Верещенко : яркая внешность, прекрасный бархатный голос, безупречная сценическая речь, выразительная пластика, совершенство технической отделки сценического образа, словом это был мастер , достойный Великой театральной сцены.
Сегодня классический репертуарный театр становится все более элитарным , доступным лишь подготовленному, эрудированному зрителю, а большие театральные мастера ( как шутит Юрий Мефодьевич Соломин «народные, заслуженные и хорошие артисты»), менее популярны в , так сказать , «широких зрительских массах», чем , например, телевизионные шоумены. Театр постепенно теряет свою просветительскую, воспитательную, образовательную роль. Молодежь воспитывается совсем иными методами, такими как пресловутые ЕГЭ вместо уроков истории и литературы в школе, интернетом ,общие черты которых - формализм и бездушие. Человеческое общение заменяется виртуальным , и не удивительно, что школьники и студенты год от года все хуже умеют говорить, «двух слов связать не могут», путано и безграмотно пишут, мало читают. Дело осложняется тем, что в иных театральных постановках предлагается своеобразное «режиссерское прочтение» классических произведений, что создает у молодого ,неискушенного зрителя совершенно неадекватное представление о произведениях классиков.
Чтобы хоть как-то исправить такое положение дел , мы в нашем университете на гуманитарном факультете ввели в учебный план дисциплину « Культура речи». Стоит ли рассуждать о том , актуальна ли эта дисциплина сегодня? А кому же , как не актеру Малого театра вести эту дисциплину? Мы обратились к Юрию Мефодьевичу Соломину с просьбой рекомендовать кого-то из артистов Малого театра, и он направил нас к Н.А Верещенко, который любезно согласился поставить соответствующий учебный курс. Этот предмет был необязательным для посещения, но уже после первых 2-3 занятий на них стали приходить не только студенты установленной группы, но и из других групп и даже студенты других факультетов. Занятия по дисциплине « Культура речи» являли собой особое действо, в котором были рассказы о театре, упражнения по технике речи, интересные задания по пластике , психологический тренинг, и все это объединялось общением с интеллигентным человеком и Актером , которым был Н.А.Верещенко. Николай Алексеевич несмотря на свою огромную занятость в репертуаре Малого театра проработал у нас последние 4 года своей жизни , проводя каждую неделю в свободный от спектаклей понедельник занятия со студентами. Его помнят и любят все его бывшие ученики, которым родной русский язык , культура речи, мир театрального искусства стали дороже, ближе и понятнее.