Ольга
29 декабря 2010 г.
Я хочу признаться в любви. Страстной, сильной, вечной...
2 мая 1985 года. Я, юная провинциальная девочка, несколько дней назад приехала в Москву - увидеть мир, познакомиться с его (мира, то есть) культурной жизнью. Особой целью было знакомство с московскими театрами.
Мои дни были загружены с раннего утра до позднего вечера. Музеи - театры. 1 мая - Малый театр, какой-то спектакль на производственную тематику, названия, конечно же, вспомнить не могу. Галиматья была страшная, не знаю, как досидела до конца спектакля. Поэтому на следующий день на дневной спектакль шла неохотно.
"Горе от ума". Первое действие разочаровало полностью. Не буду критиковать известных артистов, поскольку не хочу никого обидеть. Неудачные спектакли бывают у всех. К тому же в зале было множество школьников, которых пригнали в театр "смотреть спектакль по программе". Они, разумеется, как все нормальные дети, общались друг с другом не только в антракте, но и во время спектакля, ели шоколадки, и, как вы понимаете, фольга от этих шоколадок нещадно шелестела, а этот шелест вызывал страшное раздражение. Началось второе действие. Все продолжалось без изменений, и я решила в Малый больше не ходить. И как только я пришла к этому решению, на сцену из-за кулис вывалился человек. Именно вывалился! О том, что случилось после этого, я не могу забыть до сих пор. Зал, полный школяров, совершенно равнодушных и к Грибоедову, и к его бессмертному произведению, и к происходящему на сцене, замер. (Впрочем, там было достаточно и не школьников...) В течение следующих нескольких минут я наблюдала явление, которое называют "дыханием зала" (кстати, такое в моей жизни было еще только дважды – на концертах Каррераса и Магомаева). Зал не просто молча смотрел на сцену. Зрители (школьники!!!) боялись дышать, чтобы не пропустить какое-то слово, боялись отвести глаза от сцены! Когда закончилась сцена с Репетиловым, и Артист ушел за кулисы, это волшебство единения сотен зрителей продолжалось несколько секунд, а когда эти зрители пришли в себя, началась овация. Дважды выходил на сцену Чацкий, дважды был вынужден уйти. Только в третий раз ему позволили продолжить спектакль. Этот день стал для меня очень важным. С того дня я твердо ЗНАЮ, что нет маленьких ролей, есть маленькие актеры. Я была впечатлена произошедшим настолько, что после окончания спектакля не могла уйти от Малого, он притягивал меня как магнит. И, в конце концов, после очередного круга я увидела, что мне навстречу идет тот самый человек, лицо которого мне очень хорошо знакомо прежде всего по кино... Но кино - это кино. А здесь – совсем другое...Мне сложно описать свое состояние в ту минуту. Ступор… Видимо, на моем лице было столько обуревавших меня чувств, что Он не прошел мимо, а улыбнулся, поздоровался и стал задавать мне вопросы. Наш разговор продолжался несколько минут, и с этого дня я влюблена. Страстно, сильно и навсегда. Я пренебрегла остальными театрами ради Малого, я посмотрела все Его спектакли, какие можно было увидеть на тот момент. А, вернувшись домой, я стала пересматривать Его фильмы, все, что было возможно. И снова это было потрясение. Меня до сих пор удивляет то, как в зависимости от характера персонажа, от эпохи, от страны, в которой происходит действие, изменяется походка, изменяются манеры, темперамент, даже тембр голоса! Фиеско, царь Федор, Дугин, священник, разочаровавшийся в боге… Борис Друбецкой, Алексей из «Кражи», профессор Одесского университета, держащий руки в карманах, как босяк… Изящество, элегантность, легкость - разве можно представить себе другого лорда Горинга? Гамлет, юный белоголовый Гамлет… Великолепные роли, блестящая актерская игра...
Есть один важный момент. Не секрет, что многие наши актеры, играя спектакли из "ненашей жизни", выглядят смешно и нелепо во фраках и в исторических костюмах. Он же абсолютно аутентичен и в костюме Фиеско, и в костюме царя Федора, да, впрочем, в любом костюме, который Ему приходилось надевать, будь это театр или кино. Ни малейшей фальши, о чем бы ни шла речь. О таких, как Он, говорят:"Он носит фрак так, как будто бы в нем родился".
И снова о маленьких ролях...Не могу не вспомнить еще об одной Его крошечной роли - в печальном и трогательном фильме "Продлись, продлись, очарованье". Этот прекрасный артист появляется на экране ровным счетом на 30 секунд - но как! Гениально показан некогда популярнейший, ныне - исписавшийся и спивающийся пиит в обнимку с двумя девицами... И снова - ни капли фальши...Хотя иногда хочется хотя бы капельку… Обожаю калатозовскую «Красную палатку». Но есть эпизод, который вот уже на протяжении последних 25 лет я не смотрю, - смерть Мальмгрена. Я проработала много лет в больнице. Видела, как умирают люди. И единственный фильм (разумеется, из тех, которые я видела), где это показано достоверно, - «Красная палатка». Просто глаза, из которых уходит жизнь. И ничего больше. Ни капли фальши… Эта сцена своим правдоподобием привела меня в такое состояние ужаса , что с тех пор я ее пропускаю...
С того памятного дня прошла четверть века, я давным-давно живу в Питере, и когда Малый приезжает с гастролями, стараюсь (по возможности) посмотреть какие-то спектакли. Было время, ездила довольно часто в Москву на два-три дня, и первым делом неслась в кассу Малого, чтобы выяснить, возможно ли сегодня увидеть моего любимого Артиста на сцене. И если да – это был праздник души!
Дорогой Эдуард Евгеньевич! Я начала свое письмо признанием в любви. Я Вас люблю! С того дня, дня моей встречи с Вами, этот пожар превратился в ровное, яркое и горячее пламя, которое не угасает с течением времени. Вы – один из тех редких Артистов, о которых можно сказать просто: «Он – гений». Я поздравляю Вас с днем рождения ! Долгих Вам лет жизни, счастья, здоровья! И много интересных ролей! А всем, кто Вас любит и ценит, - наслаждения Вашим творчеством!
С глубочайшим уважением,
Ольга.