Юрий Мефодьевич Соломин, народный артист СССР, лауреат Государственных премий России, родился 18 июня 1935 г. в Чите. Решение поступать в ВТУ им. М.С.Щепкина пришло к нему после того, как он увидел в городском кинотеатре фильм “Малый театр и его мастера”. В 1953 г. Юрий Соломин был принят на курс великой актрисы и замечательного педагога Веры Николаевны Пашенной. Её школа оказала огромное влияние на формирование творческой индивидуальности Соломина. Пашенная привила молодому артисту любовь к лучшим традициям и устоям Малого.
В 1957 г., прямо со студенческой скамьи, Юрий Соломин был принят в труппу Малого театра. Яркий талант, удивительная работоспособность, великолепные внешние данные и профессиональное мастерство сочетались в нём с одним из самых ценных для артиста качеств – безграничным сценическим обаянием, которое роднит всех героев Соломина. Первые же работы на старейшей сцене принесли молодому актёру признание коллег и зрителей. В числе крупных удач того периода – сапожник Пэпино в комедии Г.Мдивани “Украли консула!” Соломин создал на редкость обаятельный образ весёлого, искреннего, бесхитростного итальянского юноши. Исполнение отличали и комизм, и психологическая достоверность. Ещё один значимый комедийный образ был создан Юрием Мефодьевичем в гоголевском “Ревизоре”. Хлестаков стал подлинной удачей актёра, с ещё большей силой раскрыв присущие ему чувство юмора и творческую фантазию. Соломин играл человека, весело порхающего по жизни, не задумывающегося ни о сегодняшнем, ни о завтрашнем дне. Враньё, получение взяток – всё это для Хлестакова своего рода игра. Спектакль изобиловал множеством интересных находок, импровизацией, и зрительский успех его был колоссальным.
Среди особенно значимых для Ю.М.Соломина ролей – Кисельников в “Пучине” А.Н.Островского. Это необычная пьеса – за один вечер артист должен был сыграть жизнь человека от самонадеянной молодости до преждевременной дряхлости. Кирюша Кисельников поступался своими нравственными принципами и постепенно, через едва заметные изменения, доходил до грани, за которой начинается безумие. Все эти перемены необходимо было передать необычайно тонко и точно, и артист достойно справился со сложнейшей задачей.
Талант Юрия Соломина особенно ярко проявлялся в постановках по русской классике. Среди созданных им образов – добрый, ранимый Иван Петрович, которому пришлось столкнуться с людским горем и несправедливостью (“Униженные и оскорблённые” по Ф.М.Достоевскому), мятущийся, противоречивый Федя Протасов (“Живой труп” Л.Н.Толстого). Особое место в творчестве артиста занимает роль царя Фёдора в знаменитом спектакле “Царь Фёдор Иоаннович” по трагедии А.К.Толстого. Первым исполнителем был И.М.Смоктуновский. Но вскоре он ушёл во МХАТ, и на роль ввели Ю.М.Соломина. За короткий срок артист не только выучил сложнейший текст и пластический рисунок спектакля, но и сумел понять и донести до зрителей образ царя Фёдора во всей его полноте и многогранности. Герой Соломина представал не жалким, слабоумным венценосцем, каким его обычно считают, но человеком высочайшей нравственности, который прост душою, хочет лишь добра и мира, но ничего не может поделать с всеобщей враждой и жестокостью. Царя Фёдора Юрий Мефодьевич играл около 30 лет.
Одна из его любимых ролей – Сирано де Бержерак в одноимённой пьесе Э.Ростана. Сирано в исполнении артиста – отважный, самоотверженный, благородный и добрый человек, живущий по законам чести.
В 1990 г. в Малом поставили пьесу С.Кузнецова “И аз воздам...”, рассказывающую о последних днях жизни Николая II и его семьи. За эту тему, бывшую до того запретной, российский театр брался впервые – она открывала неизвестные для многих страницы истории. Николая сыграл Юрий Соломин. В его трактовке последний русский царь представал человеком сдержанным и деликатным, наделённым чувством собственного достоинства и способным к самопожертвованию. Артист без всяких внешних всплесков темперамента сумел достичь подлинного трагизма.
Близки актёрской индивидуальности Соломина и герои А.П.Чехова. Знаковой для творческой биографии Юрия Мефодьевича стала “Чайка” – ещё в училище он исполнил роль Треплева, позднее в Малом театре Тригорина, а в кинофильме, снятом актрисой Маргаритой Тереховой, – Сорина. В двух пьесах – “Леший” и “Дядя Ваня” – Соломин сыграл Войницкого. У этих героев с одинаковой фамилией много общего, но стержень роли был принципиально иным. Если Войницкий из “Лешего” полон отчаяния и ненависти, то Войницкий из “Дяди Вани” – человек более слабый, добрый, и те потрясения, которые он переживает, неотвратимо ведут его к гибели.
В “Горе от ума” Соломин исполнил роль Фамусова. Этот образ стал одним из самых ярких и интересных в спектакле, что было единодушно отмечено критикой. Юрий Мефодьевич придал своему персонажу многогранность и неоднозначность; его Фамусов во многом непривычен, но, вместе с тем, в исполнении сохраняется бережный подход к грибоедовскому замыслу и слову. За эту роль артист был удостоен Государственной премии России.
В водевиле “Таинственный ящик” Соломин сыграл смешного и трогательного актёра-неудачника Сен-Феликса. Этой работой он доказал доступность своему творческому диапазону практически всех жанров.
В 2009 г. Юрий Соломин исполнил роль великого французского драматурга Ж.Б.Мольера. “Мольер (Кабала святош)” стал первой постановкой по М.А.Булгакову на старейшей драматической сцене России. В 2010 г. спектакль получил “Золотой диплом” на VIII Международном театральном форуме “Золотой Витязь”. Работа Соломина была отмечена дипломом в номинации “За лучшую мужскую роль”.
Последняя по времени роль Юрия Мефодьевича – Доменико Сориано в пьесе итальянского классика Эдуардо Де Филиппо “Филумена Мартурано”. Театральная критика отдала должное этой работе: “Соломин играет Сориано человеком гибким, внутренне подвижным, легко поддающимся своим настроениям. Только что он бушевал, готовый разнести всё вокруг. А через некоторое время успокоился: всё, что вызывало гнев, воспринимает уже как мелочь, не заслуживающую внимания. Но, главное, синьор Сориано – прирождённый оптимист, уверенный, что из самой трагической ситуации есть выход и всё обязательно закончится хорошо” (Ольга Романцова, “Планета Красота”).
Многие выдающиеся актёры со временем приходят в режиссуру – не стал исключением и Юрий Соломин. Созданные им постановки пользуются большим успехом как на сцене Малого, так и за рубежом – в Болгарии и Финляндии Соломин выпустил “Лес” А.Н.Островского. Юрий Мефодьевич дважды ставил гоголевского «Ревизора» (совместно с Е.Я.Весником в 1982 г. и с В.Е.Фёдоровым в 2006 г.). Среди других спектаклей режиссёра Соломина – “Чайка” и “Три сестры” А.П.Чехова, “Лес” и “Бесприданница” А.Н.Островского, “Коварство и любовь” Ф.Шиллера, “Таинственный ящик” П.Каратыгина, “Власть тьмы” Л.Толстого, “Молодость Людовика XIV” А.Дюма-отца, “Женитьба” Н.В.Гоголя, “Дальше – тишина” В.Дельмар. Круг интересов Соломина-режиссёра необычайно широк, среди его постановок есть и комедии, и драмы, и романтическая трагедия, и даже водевиль. Поставленные Юрием Мефодьевичем спектакли всегда отличает бережный подход к авторскому замыслу, что зачастую помогает увидеть хорошо знакомую пьесу совсем под другим углом. Так, незадачливые женихи из “Женитьбы”, которых принято изображать напыщенными и карикатурными, предстают у Соломина маленькими людьми, заслуживающими сочувствия. (Не случайно один из любимейших актёров самого Юрия Соломина – Чарли Чаплин.) Важная для режиссёра тема – становление личности, способность сохранить себя вопреки неблагоприятным обстоятельствам, остаться человеком, живущим “при свете совести”.
Соломин считает, что миссия режиссёра сродни миссии педагога: он должен, прежде всего, помочь артисту понять роль и выразить в ней собственную творческую индивидуальность. В силу такого подхода спектакли Юрия Мефодьевича славятся великолепными актёрскими работами. Многим театралам памятны Городничий в исполнении Александра Потапова (“Ревизор”) или Виктор Павлов-Счастливцев (“Лес”), безусловно принадлежащие к лучшим работам этих мастеров. Самую необычную для себя роль сыграла у Соломина Ирина Муравьёва – её Матрёна из “Власти тьмы” вызвала горячие споры, но не оставила равнодушным никого. Говоря об актёрских достижениях, конечно же, нельзя не назвать последний по времени спектакль Юрия Мефодьевича, “Дальше – тишина”, отмеченный выдающимся исполнением Людмилы Поляковой, Владимира Носика и Владимира Дубровского.
В качестве режиссёра Соломин работает не только в театре, но и на телевидении, где им были поставлены фильмы “Скандальное происшествие в Брикмилле”, “Вначале было Слово” и “Берег его жизни”, рассказывающий о знаменитом путешественнике Н.Миклухо-Маклае.
Особое место в биографии Ю.Соломина занимает его преподавательская деятельность – с 1961 г. он преподаёт в ВТУ им. М.С.Щепкина. Юрий Мефодьевич – профессор кафедры актёрского мастерства и художественный руководитель курса. Не одно десятилетие труппа Малого театра пополняется талантливой молодёжью – учениками Соломина. Высокопрофессиональные артисты, прошедшие его школу, работают во многих театрах России и ближнего зарубежья. Юрий Мефодьевич постоянно ведёт мастер-классы со студентами из Америки, Японии, Южной Кореи.
Огромную популярность принесли Юрию Соломину роли в кино и на телевидении. Юрий Мефодьевич – один из наиболее любимых и уважаемых актёров для нескольких поколений советских и российских зрителей. Непреходящей популярностью пользуется сыгранный им капитан Кольцов из “Адъютанта его Превосходительства” (за эту работу Соломин был награждён Государственной премией России). Главные роли исполнены им также в фильмах “Хождение по мукам” (Телегин), “Дерсу Узала” (Арсеньев), “ТАСС уполномочен заявить…” (Славин), “Летучая мышь” (Генрих Айзенштайн), “Инспектор уголовного розыска” (Головко), “Блокада” (Звягинцев), “Мелодии белой ночи” (Илья), “Квартет Гварнери” (Возницын), “Свет в окне” (Егоров), “Певучая Россия” (Пятницкий), “Сувенир для прокурора” (Измайлов), “Прощание в июне” (Репников). Среди других картин с участием Юрия Мефодьевича – “Бессонная ночь”, “Сердце матери”, “Верность матери”, “Красная палатка”, “Даурия”, “Моя жизнь”, “Школьный вальс”, “Тайна виллы Грета”, “Анна Карамазофф”, “Сны о России”, сериалы “Исаев”, “Точка кипения”, “Родина ждёт”. Сам артист особо выделяет среди прочих роли Штубе (“И был вечер, и было утро”), Геттеля (“Сильные духом”), Эмиля (“Обыкновенное чудо”), профессора Градова (“Московская сага”), адвоката Дольского (Тяжёлый песок”). Соломин сыграл почти в 60 фильмах и сериалах. Ему довелось работать с такими режиссёрами, как Исидор Анненский, Марк Донской, Михаил Калатозов, Евгений Ташков, Александр Столпер, Алексей Салтыков, Виктор Трегубович, Василий Ордынский, Акира Куросава, Сергей Соловьёв, Марк Захаров, Ян Фрид, Владимир Фокин, Дмитрий и Антон Барщевские, Сергей Урсуляк и др.
В 1988 г. коллектив Малого театра избрал Ю.М.Соломина своим художественным руководителем. Превосходные человеческие качества Юрия Мефодьевича, душевная тонкость художника, знание психологии людей, особенностей театральной жизни, глубокая преданность Малому театру и приверженность его богатым традициям позволяют ему на протяжении почти 30 лет уверенно и эффективно возглавлять такой сложный организм, каким, безусловно, является Малый театр. Именно благодаря усилиям Соломина Малый без всяких расколов и потрясений вошёл в число наиболее любимых зрителями и стабильно посещаемых театров России.
Ю.М.Соломин – народный артист СССР, народный артист Кыргызстана, заслуженный деятель искусств Марий-Эл, лауреат Государственных премий России, лауреат премии “Золотой Овен” за вклад в развитие отечественного кино. В 2020 году удостоен звания Герой Труда Российской Федерации. Награждён орденами Дружбы Народов, “За заслуги перед Отечеством” I, II, III и IV степени (полный кавалер), орденом князя Даниила Московского, медалью “Слава Читы” за номером 1, японским орденом Восходящего солнца, “Романовской премией”, учреждённой главой Российского Императорского Дома великой княгиней Марией Владимировной Романовой в 2013 г., и многими другими наградами. Соломин является академиком Международной академии творчества, Академии Российской словесности, членом-корреспондентом Российской академии образования.
Скончался в Москве 11 января 2024 года.
1957 г. Флинс, «Макбет» В. Шекспира, режиссеры-постановщики К.А. Зубов и Е.П. Велихов
1957 г. Парень, «Власть тьмы» Л.Н. Толстого, режиссёр-постановщик Б.И. Равенских
1957 г. Солдат, Юхим, Безайс, «Когда горит сердце» В.П. Кина, режиссёр-постановщик А.А. Гончаров
1957 г. Мальчик, «Доходное место» А.Н. Островского, режиссёр-постановщик К.А. Зубов
1957 г. Молодой солдат, офицер, «Порт-Артур» И.Ф. Попова, А.Н. Степанова, режиссеры-постановщики К.А. Зубов и П.А. Марков
1957 г. 3-й корреспондент, «Проданная колыбельная» Х. Лакснесса, режиссёр-постановщик П.А. Марков
1957 г. Газетчик, «Пигмалион» Б. Шоу, режиссёр-постановщик И.Я. Судаков
1958 г. Дворовый парень, Митюшка, «Село Степанчиково и его обитатели» Ф.М. Достоевского, режиссёр-постановщик Л.А. Волков
1959 г. Джентльмен, «Ярмарка тщеславия» В. Теккерея, режиссеры-постановщики И.В. Ильинский и В.И. Цыганков
1959 г. Молодой джентльмен, «Веер леди Уиндермиер» О. Уайльда, режиссёр-постановщик В.Г. Комиссаржевский
1959 г. Юрий, «Почему улыбались звезды» А.Е. Корнейчука, режиссёр-постановщик Б.И. Равенских
1959 г. Веселый сотрудник, «Карточный домик» О.Н. Стукалова, режиссёр-постановщик Д.А. Вурос
1959 г. Тишка, «Свои люди — сочтемся» А.Н. Островского, режиссёр-постановщик Л.А. Волков
1960 г. Петр, Гость, «Иванов» А.П. Чехова, режиссёр-постановщик Б.А. Бабочкин
1960 г. Слава, «Неравный бой» В.С. Розова, режиссёр-постановщик Д.А. Вурос
1960 г. Зритель в суде, «Живой труп» Л.Н. Толстого, режиссёр-постановщик Л.А. Волков
1960 г. 2-й конвойный, «Любовь Яровая» К.А. Тренева, режиссеры-постановщики И.В. Ильинский и В.И. Цыганков
1961 г. Лопатин, «Взрыв» И. Дворецкого, режиссёр-постановщик Е.П. Велихов
1961 г. Аркадий, «Весенний гром» Д.И. Зорина, режиссёр-постановщик Б.А. Бабочкин
1962 г. Сержант, «Коллеги» В.П. Аксенова, Ю.М. Стабовой, режиссёры-постановщики Б.А. Бабочкин и В.И. Коршунов
1962 г. Танцующий, «Маскарад» М.Ю. Лермонтова, режиссёр-постановщик Л.В. Варпаховский
1962 г. Сесиль Грехем, «Веер леди Уиндермиер» О. Уайльда, режиссёр-постановщик В.Г. Комиссаржевский
1962 г. Исидор, «Ярмарка тщеславия» В. Теккерея, режиссеры-постановщики И.В. Ильинский и В.И. Цыганков
1962 г. Миша, «Палата» С.И. Алешина, режиссёр-постановщик Л.В. Варпаховский
1963 г. Гриша, «Перед ужином» В.С. Розова, режиссёр-постановщик В.Б. Монахов
1963 г. Федя, «Нас где-то ждут» А.Н. Арбузова, режиссёр-постановщик Е.Р. Симонов
1964 г. Пэпино, «Украли консула!» Г.Д. Мдивани, режиссёр-постановщик В.Б. Монахов
1966 г. Хлестаков, «Ревизор» Н.В. Гоголя, режиссер-постановщик И.В. Ильинский
1969 г. Ковачев, «Золотое руно» А. Гуляшки, режиссер-постановщик Г. Аврамов (Болгария)
1970 г. Валерий, «Твой дядя Миша» Г.Д. Мдивани, режиссёр-постановщик В.Б. Монахов
1973 г. Кисельников, «Пучина» А.Н. Островского, режиссёр-постановщик П.П. Васильев
1976 г. Неизвестный, «Пучина» А.Н. Островского, режиссёр-постановщик П.П. Васильев
1976 г. Иван Петрович (Ваня), «Униженные и оскорбленные» Ф.М. Достоевского, режиссёр-постановщик Е.П. Велихов
1976 г. Царь Федор, «Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого, режиссёр Б.И. Равенских
1977 г. Михаил Яровой, «Любовь Яровая» К.А. Тренева, режиссёр-постановщик П.Н. Фоменко
1978 г. Княжко, «Берег» Ю.В. Бондарева, режиссёр-постановщик В.А. Андреев
1981 г. Ведущий, «Целина» Л.И. Брежнева, режиссеры-постановщики Б.А. Львов-Анохин и В.М. Бейлис
1983 г. Астахов, «Картина» Д.А. Гранина, режиссёр-постановщик Л.Е. Хейфец
1983 г. Сирано де Бержерак, «Сирано де Бержерак» Э. Ростана, режиссёр-постановщик Р. Капланян
1984 г. Хлопов, «Ревизор» Н.В. Гоголя, режиссеры-постановщики Е.Я. Весник, Ю.М. Соломин
1984 г. Протасов, «Живой труп» Л.Н. Толстого, режиссёр-постановщик В.М. Соломин
1985 г. Хлестаков, «Ревизор» Н.В. Гоголя, режиссеры-постановщики Е.Я. Весник, Ю.М. Соломин
1987 г. Крымов, «Игра» Ю.В. Бондарева, режиссёр-постановщик В.А. Андреев
1988 г. Войницкий, «Леший» А.П. Чехова, режиссёр-постановщик Б.А. Морозов
1990 г. Николай Александрович Романов, «:И аз воздам» С. Кузнецова, режиссёр-постановщик Б.А. Морозов
1993 г. Войницкий, «Дядя Ваня» А.П. Чехова, режиссёр-постановщик С.А. Соловьев
1996 г. Тригорин, «Чайка» А.П. Чехова, режиссёр-постановщик В.Н. Драгунов, художественный руководитель постановки Ю.М. Соломин
1999 г. Карп, «Лес» А.Н. Островского, режиссёр-постановщик Ю.М. Соломин
2000 г. Фамусов, «Горе от ума» А.С. Грибоедова, режиссёр С.В. Женовач
2003 г. Сен-Феликс, «Таинственный ящик» П.А. Каратыгина, режиссёр-постановщик Ю.М. Соломин
2009 г. Мольер,(«Кабала святош») М.А.Булгакова, режиссер-постановщик В.Н.Драгунов
2013 г. Доменико Сориано, «Филумена Мартурано» Э. де Филиппо, режиссёр-постановщик Стефано де Лука
Спектакли, поставленные на сцене Малого театра
1982 г. «Ревизор» Н.В. Гоголя (совместно с Е.Я.Весником)
1996 г. «Чайка» А.П. Чехова (художественный руководитель постановки)
1998 г. «Лес» А.Н. Островского
1998 г. «Коварство и любовь» Ф. Шиллера
2003 г. «Таинственный ящик» П.А. Каратыгина
2004 г. «Три сестры» А.П. Чехова
2006 г. «Ревизор» Н.В.Гоголя
2008 г. «Власть тьмы» Л.Н. Толстого
2012 г. «Бесприданница» А.Н.Островского (руководитель постановки)
2015 г. «Молодость Людовика XIV» А.Дюма-отца
2017 г. «Женитьба» Н.В.Гоголя
2019 г. "Дальше - тишина" В.Дельмар
2020 г. «Последний срок» В.Г.Распутина
2021 г. "Буратино" А.Толстого
Юрий Мефодьевич Соломин, народный артист СССР, лауреат Государственных премий России, родился 18 июня 1935 г. в Чите. Решение поступать в ВТУ им. М.С.Щепкина пришло к нему после того, как он увидел в городском кинотеатре фильм “Малый театр и его мастера”. В 1953 г. Юрий Соломин был принят на курс великой актрисы и замечательного педагога Веры Николаевны Пашенной. Её школа оказала огромное влияние на формирование творческой индивидуальности Соломина. Пашенная привила молодому артисту любовь к лучшим традициям и устоям Малого.
В 1957 г., прямо со студенческой скамьи, Юрий Соломин был принят в труппу Малого театра. Яркий талант, удивительная работоспособность, великолепные внешние данные и профессиональное мастерство сочетались в нём с одним из самых ценных для артиста качеств – безграничным сценическим обаянием, которое роднит всех героев Соломина. Первые же работы на старейшей сцене принесли молодому актёру признание коллег и зрителей. В числе крупных удач того периода – сапожник Пэпино в комедии Г.Мдивани “Украли консула!” Соломин создал на редкость обаятельный образ весёлого, искреннего, бесхитростного итальянского юноши. Исполнение отличали и комизм, и психологическая достоверность. Ещё один значимый комедийный образ был создан Юрием Мефодьевичем в гоголевском “Ревизоре”. Хлестаков стал подлинной удачей актёра, с ещё большей силой раскрыв присущие ему чувство юмора и творческую фантазию. Соломин играл человека, весело порхающего по жизни, не задумывающегося ни о сегодняшнем, ни о завтрашнем дне. Враньё, получение взяток – всё это для Хлестакова своего рода игра. Спектакль изобиловал множеством интересных находок, импровизацией, и зрительский успех его был колоссальным.
Среди особенно значимых для Ю.М.Соломина ролей – Кисельников в “Пучине” А.Н.Островского. Это необычная пьеса – за один вечер артист должен был сыграть жизнь человека от самонадеянной молодости до преждевременной дряхлости. Кирюша Кисельников поступался своими нравственными принципами и постепенно, через едва заметные изменения, доходил до грани, за которой начинается безумие. Все эти перемены необходимо было передать необычайно тонко и точно, и артист достойно справился со сложнейшей задачей.
Талант Юрия Соломина особенно ярко проявлялся в постановках по русской классике. Среди созданных им образов – добрый, ранимый Иван Петрович, которому пришлось столкнуться с людским горем и несправедливостью (“Униженные и оскорблённые” по Ф.М.Достоевскому), мятущийся, противоречивый Федя Протасов (“Живой труп” Л.Н.Толстого). Особое место в творчестве артиста занимает роль царя Фёдора в знаменитом спектакле “Царь Фёдор Иоаннович” по трагедии А.К.Толстого. Первым исполнителем был И.М.Смоктуновский. Но вскоре он ушёл во МХАТ, и на роль ввели Ю.М.Соломина. За короткий срок артист не только выучил сложнейший текст и пластический рисунок спектакля, но и сумел понять и донести до зрителей образ царя Фёдора во всей его полноте и многогранности. Герой Соломина представал не жалким, слабоумным венценосцем, каким его обычно считают, но человеком высочайшей нравственности, который прост душою, хочет лишь добра и мира, но ничего не может поделать с всеобщей враждой и жестокостью. Царя Фёдора Юрий Мефодьевич играл около 30 лет.
Одна из его любимых ролей – Сирано де Бержерак в одноимённой пьесе Э.Ростана. Сирано в исполнении артиста – отважный, самоотверженный, благородный и добрый человек, живущий по законам чести.
В 1990 г. в Малом поставили пьесу С.Кузнецова “И аз воздам...”, рассказывающую о последних днях жизни Николая II и его семьи. За эту тему, бывшую до того запретной, российский театр брался впервые – она открывала неизвестные для многих страницы истории. Николая сыграл Юрий Соломин. В его трактовке последний русский царь представал человеком сдержанным и деликатным, наделённым чувством собственного достоинства и способным к самопожертвованию. Артист без всяких внешних всплесков темперамента сумел достичь подлинного трагизма.
Близки актёрской индивидуальности Соломина и герои А.П.Чехова. Знаковой для творческой биографии Юрия Мефодьевича стала “Чайка” – ещё в училище он исполнил роль Треплева, позднее в Малом театре Тригорина, а в кинофильме, снятом актрисой Маргаритой Тереховой, – Сорина. В двух пьесах – “Леший” и “Дядя Ваня” – Соломин сыграл Войницкого. У этих героев с одинаковой фамилией много общего, но стержень роли был принципиально иным. Если Войницкий из “Лешего” полон отчаяния и ненависти, то Войницкий из “Дяди Вани” – человек более слабый, добрый, и те потрясения, которые он переживает, неотвратимо ведут его к гибели.
В “Горе от ума” Соломин исполнил роль Фамусова. Этот образ стал одним из самых ярких и интересных в спектакле, что было единодушно отмечено критикой. Юрий Мефодьевич придал своему персонажу многогранность и неоднозначность; его Фамусов во многом непривычен, но, вместе с тем, в исполнении сохраняется бережный подход к грибоедовскому замыслу и слову. За эту роль артист был удостоен Государственной премии России.
В водевиле “Таинственный ящик” Соломин сыграл смешного и трогательного актёра-неудачника Сен-Феликса. Этой работой он доказал доступность своему творческому диапазону практически всех жанров.
В 2009 г. Юрий Соломин исполнил роль великого французского драматурга Ж.Б.Мольера. “Мольер (Кабала святош)” стал первой постановкой по М.А.Булгакову на старейшей драматической сцене России. В 2010 г. спектакль получил “Золотой диплом” на VIII Международном театральном форуме “Золотой Витязь”. Работа Соломина была отмечена дипломом в номинации “За лучшую мужскую роль”.
Последняя по времени роль Юрия Мефодьевича – Доменико Сориано в пьесе итальянского классика Эдуардо Де Филиппо “Филумена Мартурано”. Театральная критика отдала должное этой работе: “Соломин играет Сориано человеком гибким, внутренне подвижным, легко поддающимся своим настроениям. Только что он бушевал, готовый разнести всё вокруг. А через некоторое время успокоился: всё, что вызывало гнев, воспринимает уже как мелочь, не заслуживающую внимания. Но, главное, синьор Сориано – прирождённый оптимист, уверенный, что из самой трагической ситуации есть выход и всё обязательно закончится хорошо” (Ольга Романцова, “Планета Красота”).
Многие выдающиеся актёры со временем приходят в режиссуру – не стал исключением и Юрий Соломин. Созданные им постановки пользуются большим успехом как на сцене Малого, так и за рубежом – в Болгарии и Финляндии Соломин выпустил “Лес” А.Н.Островского. Юрий Мефодьевич дважды ставил гоголевского «Ревизора» (совместно с Е.Я.Весником в 1982 г. и с В.Е.Фёдоровым в 2006 г.). Среди других спектаклей режиссёра Соломина – “Чайка” и “Три сестры” А.П.Чехова, “Лес” и “Бесприданница” А.Н.Островского, “Коварство и любовь” Ф.Шиллера, “Таинственный ящик” П.Каратыгина, “Власть тьмы” Л.Толстого, “Молодость Людовика XIV” А.Дюма-отца, “Женитьба” Н.В.Гоголя, “Дальше – тишина” В.Дельмар. Круг интересов Соломина-режиссёра необычайно широк, среди его постановок есть и комедии, и драмы, и романтическая трагедия, и даже водевиль. Поставленные Юрием Мефодьевичем спектакли всегда отличает бережный подход к авторскому замыслу, что зачастую помогает увидеть хорошо знакомую пьесу совсем под другим углом. Так, незадачливые женихи из “Женитьбы”, которых принято изображать напыщенными и карикатурными, предстают у Соломина маленькими людьми, заслуживающими сочувствия. (Не случайно один из любимейших актёров самого Юрия Соломина – Чарли Чаплин.) Важная для режиссёра тема – становление личности, способность сохранить себя вопреки неблагоприятным обстоятельствам, остаться человеком, живущим “при свете совести”.
Соломин считает, что миссия режиссёра сродни миссии педагога: он должен, прежде всего, помочь артисту понять роль и выразить в ней собственную творческую индивидуальность. В силу такого подхода спектакли Юрия Мефодьевича славятся великолепными актёрскими работами. Многим театралам памятны Городничий в исполнении Александра Потапова (“Ревизор”) или Виктор Павлов-Счастливцев (“Лес”), безусловно принадлежащие к лучшим работам этих мастеров. Самую необычную для себя роль сыграла у Соломина Ирина Муравьёва – её Матрёна из “Власти тьмы” вызвала горячие споры, но не оставила равнодушным никого. Говоря об актёрских достижениях, конечно же, нельзя не назвать последний по времени спектакль Юрия Мефодьевича, “Дальше – тишина”, отмеченный выдающимся исполнением Людмилы Поляковой, Владимира Носика и Владимира Дубровского.
В качестве режиссёра Соломин работает не только в театре, но и на телевидении, где им были поставлены фильмы “Скандальное происшествие в Брикмилле”, “Вначале было Слово” и “Берег его жизни”, рассказывающий о знаменитом путешественнике Н.Миклухо-Маклае.
Особое место в биографии Ю.Соломина занимает его преподавательская деятельность – с 1961 г. он преподаёт в ВТУ им. М.С.Щепкина. Юрий Мефодьевич – профессор кафедры актёрского мастерства и художественный руководитель курса. Не одно десятилетие труппа Малого театра пополняется талантливой молодёжью – учениками Соломина. Высокопрофессиональные артисты, прошедшие его школу, работают во многих театрах России и ближнего зарубежья. Юрий Мефодьевич постоянно ведёт мастер-классы со студентами из Америки, Японии, Южной Кореи.
Огромную популярность принесли Юрию Соломину роли в кино и на телевидении. Юрий Мефодьевич – один из наиболее любимых и уважаемых актёров для нескольких поколений советских и российских зрителей. Непреходящей популярностью пользуется сыгранный им капитан Кольцов из “Адъютанта его Превосходительства” (за эту работу Соломин был награждён Государственной премией России). Главные роли исполнены им также в фильмах “Хождение по мукам” (Телегин), “Дерсу Узала” (Арсеньев), “ТАСС уполномочен заявить…” (Славин), “Летучая мышь” (Генрих Айзенштайн), “Инспектор уголовного розыска” (Головко), “Блокада” (Звягинцев), “Мелодии белой ночи” (Илья), “Квартет Гварнери” (Возницын), “Свет в окне” (Егоров), “Певучая Россия” (Пятницкий), “Сувенир для прокурора” (Измайлов), “Прощание в июне” (Репников). Среди других картин с участием Юрия Мефодьевича – “Бессонная ночь”, “Сердце матери”, “Верность матери”, “Красная палатка”, “Даурия”, “Моя жизнь”, “Школьный вальс”, “Тайна виллы Грета”, “Анна Карамазофф”, “Сны о России”, сериалы “Исаев”, “Точка кипения”, “Родина ждёт”. Сам артист особо выделяет среди прочих роли Штубе (“И был вечер, и было утро”), Геттеля (“Сильные духом”), Эмиля (“Обыкновенное чудо”), профессора Градова (“Московская сага”), адвоката Дольского (Тяжёлый песок”). Соломин сыграл почти в 60 фильмах и сериалах. Ему довелось работать с такими режиссёрами, как Исидор Анненский, Марк Донской, Михаил Калатозов, Евгений Ташков, Александр Столпер, Алексей Салтыков, Виктор Трегубович, Василий Ордынский, Акира Куросава, Сергей Соловьёв, Марк Захаров, Ян Фрид, Владимир Фокин, Дмитрий и Антон Барщевские, Сергей Урсуляк и др.
В 1988 г. коллектив Малого театра избрал Ю.М.Соломина своим художественным руководителем. Превосходные человеческие качества Юрия Мефодьевича, душевная тонкость художника, знание психологии людей, особенностей театральной жизни, глубокая преданность Малому театру и приверженность его богатым традициям позволяют ему на протяжении почти 30 лет уверенно и эффективно возглавлять такой сложный организм, каким, безусловно, является Малый театр. Именно благодаря усилиям Соломина Малый без всяких расколов и потрясений вошёл в число наиболее любимых зрителями и стабильно посещаемых театров России.
Ю.М.Соломин – народный артист СССР, народный артист Кыргызстана, заслуженный деятель искусств Марий-Эл, лауреат Государственных премий России, лауреат премии “Золотой Овен” за вклад в развитие отечественного кино. В 2020 году удостоен звания Герой Труда Российской Федерации. Награждён орденами Дружбы Народов, “За заслуги перед Отечеством” I, II, III и IV степени (полный кавалер), орденом князя Даниила Московского, медалью “Слава Читы” за номером 1, японским орденом Восходящего солнца, “Романовской премией”, учреждённой главой Российского Императорского Дома великой княгиней Марией Владимировной Романовой в 2013 г., и многими другими наградами. Соломин является академиком Международной академии творчества, Академии Российской словесности, членом-корреспондентом Российской академии образования.
Скончался в Москве 11 января 2024 года.
1957 г. Флинс, «Макбет» В. Шекспира, режиссеры-постановщики К.А. Зубов и Е.П. Велихов
1957 г. Парень, «Власть тьмы» Л.Н. Толстого, режиссёр-постановщик Б.И. Равенских
1957 г. Солдат, Юхим, Безайс, «Когда горит сердце» В.П. Кина, режиссёр-постановщик А.А. Гончаров
1957 г. Мальчик, «Доходное место» А.Н. Островского, режиссёр-постановщик К.А. Зубов
1957 г. Молодой солдат, офицер, «Порт-Артур» И.Ф. Попова, А.Н. Степанова, режиссеры-постановщики К.А. Зубов и П.А. Марков
1957 г. 3-й корреспондент, «Проданная колыбельная» Х. Лакснесса, режиссёр-постановщик П.А. Марков
1957 г. Газетчик, «Пигмалион» Б. Шоу, режиссёр-постановщик И.Я. Судаков
1958 г. Дворовый парень, Митюшка, «Село Степанчиково и его обитатели» Ф.М. Достоевского, режиссёр-постановщик Л.А. Волков
1959 г. Джентльмен, «Ярмарка тщеславия» В. Теккерея, режиссеры-постановщики И.В. Ильинский и В.И. Цыганков
1959 г. Молодой джентльмен, «Веер леди Уиндермиер» О. Уайльда, режиссёр-постановщик В.Г. Комиссаржевский
1959 г. Юрий, «Почему улыбались звезды» А.Е. Корнейчука, режиссёр-постановщик Б.И. Равенских
1959 г. Веселый сотрудник, «Карточный домик» О.Н. Стукалова, режиссёр-постановщик Д.А. Вурос
1959 г. Тишка, «Свои люди — сочтемся» А.Н. Островского, режиссёр-постановщик Л.А. Волков
1960 г. Петр, Гость, «Иванов» А.П. Чехова, режиссёр-постановщик Б.А. Бабочкин
1960 г. Слава, «Неравный бой» В.С. Розова, режиссёр-постановщик Д.А. Вурос
1960 г. Зритель в суде, «Живой труп» Л.Н. Толстого, режиссёр-постановщик Л.А. Волков
1960 г. 2-й конвойный, «Любовь Яровая» К.А. Тренева, режиссеры-постановщики И.В. Ильинский и В.И. Цыганков
1961 г. Лопатин, «Взрыв» И. Дворецкого, режиссёр-постановщик Е.П. Велихов
1961 г. Аркадий, «Весенний гром» Д.И. Зорина, режиссёр-постановщик Б.А. Бабочкин
1962 г. Сержант, «Коллеги» В.П. Аксенова, Ю.М. Стабовой, режиссёры-постановщики Б.А. Бабочкин и В.И. Коршунов
1962 г. Танцующий, «Маскарад» М.Ю. Лермонтова, режиссёр-постановщик Л.В. Варпаховский
1962 г. Сесиль Грехем, «Веер леди Уиндермиер» О. Уайльда, режиссёр-постановщик В.Г. Комиссаржевский
1962 г. Исидор, «Ярмарка тщеславия» В. Теккерея, режиссеры-постановщики И.В. Ильинский и В.И. Цыганков
1962 г. Миша, «Палата» С.И. Алешина, режиссёр-постановщик Л.В. Варпаховский
1963 г. Гриша, «Перед ужином» В.С. Розова, режиссёр-постановщик В.Б. Монахов
1963 г. Федя, «Нас где-то ждут» А.Н. Арбузова, режиссёр-постановщик Е.Р. Симонов
1964 г. Пэпино, «Украли консула!» Г.Д. Мдивани, режиссёр-постановщик В.Б. Монахов
1966 г. Хлестаков, «Ревизор» Н.В. Гоголя, режиссер-постановщик И.В. Ильинский
1969 г. Ковачев, «Золотое руно» А. Гуляшки, режиссер-постановщик Г. Аврамов (Болгария)
1970 г. Валерий, «Твой дядя Миша» Г.Д. Мдивани, режиссёр-постановщик В.Б. Монахов
1973 г. Кисельников, «Пучина» А.Н. Островского, режиссёр-постановщик П.П. Васильев
1976 г. Неизвестный, «Пучина» А.Н. Островского, режиссёр-постановщик П.П. Васильев
1976 г. Иван Петрович (Ваня), «Униженные и оскорбленные» Ф.М. Достоевского, режиссёр-постановщик Е.П. Велихов
1976 г. Царь Федор, «Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого, режиссёр Б.И. Равенских
1977 г. Михаил Яровой, «Любовь Яровая» К.А. Тренева, режиссёр-постановщик П.Н. Фоменко
1978 г. Княжко, «Берег» Ю.В. Бондарева, режиссёр-постановщик В.А. Андреев
1981 г. Ведущий, «Целина» Л.И. Брежнева, режиссеры-постановщики Б.А. Львов-Анохин и В.М. Бейлис
1983 г. Астахов, «Картина» Д.А. Гранина, режиссёр-постановщик Л.Е. Хейфец
1983 г. Сирано де Бержерак, «Сирано де Бержерак» Э. Ростана, режиссёр-постановщик Р. Капланян
1984 г. Хлопов, «Ревизор» Н.В. Гоголя, режиссеры-постановщики Е.Я. Весник, Ю.М. Соломин
1984 г. Протасов, «Живой труп» Л.Н. Толстого, режиссёр-постановщик В.М. Соломин
1985 г. Хлестаков, «Ревизор» Н.В. Гоголя, режиссеры-постановщики Е.Я. Весник, Ю.М. Соломин
1987 г. Крымов, «Игра» Ю.В. Бондарева, режиссёр-постановщик В.А. Андреев
1988 г. Войницкий, «Леший» А.П. Чехова, режиссёр-постановщик Б.А. Морозов
1990 г. Николай Александрович Романов, «:И аз воздам» С. Кузнецова, режиссёр-постановщик Б.А. Морозов
1993 г. Войницкий, «Дядя Ваня» А.П. Чехова, режиссёр-постановщик С.А. Соловьев
1996 г. Тригорин, «Чайка» А.П. Чехова, режиссёр-постановщик В.Н. Драгунов, художественный руководитель постановки Ю.М. Соломин
1999 г. Карп, «Лес» А.Н. Островского, режиссёр-постановщик Ю.М. Соломин
2000 г. Фамусов, «Горе от ума» А.С. Грибоедова, режиссёр С.В. Женовач
2003 г. Сен-Феликс, «Таинственный ящик» П.А. Каратыгина, режиссёр-постановщик Ю.М. Соломин
2009 г. Мольер,(«Кабала святош») М.А.Булгакова, режиссер-постановщик В.Н.Драгунов
2013 г. Доменико Сориано, «Филумена Мартурано» Э. де Филиппо, режиссёр-постановщик Стефано де Лука
Спектакли, поставленные на сцене Малого театра
1982 г. «Ревизор» Н.В. Гоголя (совместно с Е.Я.Весником)
1996 г. «Чайка» А.П. Чехова (художественный руководитель постановки)
1998 г. «Лес» А.Н. Островского
1998 г. «Коварство и любовь» Ф. Шиллера
2003 г. «Таинственный ящик» П.А. Каратыгина
2004 г. «Три сестры» А.П. Чехова
2006 г. «Ревизор» Н.В.Гоголя
2008 г. «Власть тьмы» Л.Н. Толстого
2012 г. «Бесприданница» А.Н.Островского (руководитель постановки)
2015 г. «Молодость Людовика XIV» А.Дюма-отца
2017 г. «Женитьба» Н.В.Гоголя
2019 г. "Дальше - тишина" В.Дельмар
2020 г. «Последний срок» В.Г.Распутина
2021 г. "Буратино" А.Толстого