- Виталий Мефодьевич, кем вы мечтали стать в детстве? - Певцом в оперетте. Я даже придумал себе фамилию Витальянский. Потом - эстрадным певцом. Мне очень нравилось, как раньше ходили с микрофоном, со шнуром. Помню, я в юности даже пробовал петь на эстраде, еще в Чите. Я очень плохо играл на гитаре. Пока я ожидал своего выхода на сцену, она расстроилась к чертовой бабушке. И голос был ниже среднего, но все равно я был упоен своим счастьем петь на эстраде… Потом я еще немножко возвращался к пению, уже в Москве, все тянуло. Видимо, завершающий аккорд - это поставленный мною мюзикл "Свадьба Кречинского". Я на сцене с настоящим микрофоном! Мечта исполнилась, теперь можно с пением покончить. - Вы много сделали на этой стезе - снимались и в "Сильве", и в "Летучей мыши". - Ну, это другие пели. Я только играл. - А как вы решили стать актером, и когда впервые пришла мысль о режиссуре? - Артистом всегда заманчивее быть, чем режиссером. Поступил я с трудом, уже и не ждал, что поступлю, и понял это только тогда, когда меня кто-то схватил и бросил в толпу рыдающих абитуриентов, ставших студентами. У нас был очень хороший курс, и мы сами пытались понять Михаила Чехова, кто-то принес книжку, по-моему, Даль, о чеховской школе, после этого Эфрос появился, мы разбирали, репетировали "Ромео и Джульетту". А потом со второго курса меня пригласили играть в Малом театре. - А какая была Ваша первая роль в театре? - Да не помню, какая-то была советская пьеса, глупость полная. Потом была пьеса про бакинских нефтяников, я играл азербайджанца, представляете? Режиссеров хороших очень мало, редко когда интересно бывает. И вот, когда чувствуешь нехватку хорошей режиссуры, начинаешь сам сочинять, делать. Я дома делал всякие макеты спектаклей, сочинял. У меня много всяких разработок пьес. Первая пьеса, которую я хотел сделать, - "Женитьба Белугина"… Но должен сказать, что все мои спектакли очень тяжело выходили. - Какие качества необходимы актеру и режиссеру? - Актеры должны быть хорошо обучены. Как скрипач должен знать ноты и уметь находить их на скрипке, как же и актеры должны уметь найти в пьесе, сцене основное событие, действие, в чем заключается борьба и быть в сиюминутном общении, что совсем непросто. Владея этим, ты крепкий ремесленник и можешь заставить зрителя следить, смотреть, а если пьеса хорошая, то она сама за себя говорит, и умозаключение, смысл какой-то появится. Режиссер должен обладать умением аналитического разбора пьесы и автора, должен уметь работать с артистами. Конечный результат должен быть - сделать так, как задумано, а не так, как получилось. Все зависит от того, какими способами это делается. Я - приверженец мягкого метода, позволяющего актеру самостоятельно двигаться. Ему можно помогать, заманивать, фантазировать вместе. Но я никогда не позволяю себе повышать голос на актера, как никогда в жизни не шлепал своих детей. Актера нельзя трогать, надо, как охотнику, дожидаться, заманивать, терпеливо. Потом нужно соединить все вместе, найти контакт с художником, композитором. Для меня важнейшая вещь - работа с художником Юрием Хариковым. Он создает удивительную атмосферу спектакля, это является фундаментом, поддержкой для актеров. Нужно уметь соединить, чтобы все слилось в одну большую реку. - Расскажите о Ваших учителях. - Руководитель курса - Н.А.Анненков, который, собственно говоря, всему и научил. Казанский муштровал, научил меня методичности. А Смирнов потом пригласил преподавать на курсе, национальной студии. Там у меня была полная свобода, и я чему-то научился. Некоторые наработки я сейчас использую, когда преподаю во ВГИКе. Мои студенты сейчас играют - они только 2-й год учатся - отрывки из Чехова. Они его не только поняли - там присутствуют действие, событие, общение. И они это сделали самостоятельно. И даже декорационная атмосфера там придумана. Там есть еще и принципиальные открытия. Две пары студенток играют сцену Сони с Еленой Андреевной из "Дяди Вани". Одна пара - традиционно, но очень непосредственно. А вторая сыграла непримиримую ненависть двух женщин. Текст идет противоположный, поэтому сцена такая рваная, такие ритмы странные. И я подумал, что это, может быть, даже ближе к Чехову. - Что для вас постановки спектаклей - способ самовыражения, возможность поделиться со зрителями своими мыслями? - А я не могу иначе! Я, когда заканчиваю одну работу, сразу начинаю придумывать новую, даже ночью фантазирую - это помимо моего желания происходит. Сочинение спектаклей - это постоянный, непрерывный процесс. И когда я за рулем, то, бывает, с ужасом замечаю, что проскочил два-три светофора, задумавшись… И говорю себе: "Спокойно, внимательно!" Один актер показал мне, понаблюдав за мной, как я утром выхожу на работу к машине - замедленно, как ленивец. Ключ вставлю в машину, закачу глаза к небу и стою. Вот так происходит сочинение. Я себе прием выработал. Когда я режиссирую, находясь на сцене, как актер, я в принципе, вижу себя со стороны. Но мне нужно видеть всю сцену целиком! Для этого мне не нужно выходить в зрительный зал. Нужно только закрыть глаза, и возникает картина. Я точно вижу, кто откуда выходит, кто что должен делать. Остается только открыть глаза и сказать: Здесь - так, а здесь - так. Но сочинять одно, а выполнить - другое. Перейти в контакт, в общение с партнером - это большая для меня трудность. - А что такое для вас партнерство? - Это самое главное. Когда партнер живой, тогда и все живое. Помню, я снимался в фильме "Женщины" с Сазоновой. Ночью снимали с ней сцену. И я видел - это мать со мной разговаривала, обиженная. В ответ у меня само все рождалось. Построение какой-то системы нужно, когда что-то не получается. А когда получается, достаточно знать текст и иметь хорошего партнера. - Что для вас важнее - кино или театр? - Для меня всегда было важно выжить. У нас снимаются в кино, в основном, театральные артисты. С одной стороны, они не бросают театр, несмотря на экономические сложности существования в нем. В театре можно многое обрести в профессиональном смысле. Здесь встречаешься с хорошей драматургией, классикой, если повезет - партнеры хорошие, хороший режиссер - подарок судьбы. Театральные навыки переносятся в кино. Более сильного материала, чем в театре, я в кино не играл. Там все послабее было. Театр - грубая вещь, а кино еще грубее. Редко ставятся эстетские, интеллектуальные фильмы. Остальное - чтоб все смотрели, следили за действием, чтоб всем понятно было. Конечно, в кино нужно играть немножко по-другому. Но театральному артисту, "набив руку", легко освоить язык кино. Труднее происходит обратный переход - из кино в театр. - Популярность приятна вам или мешает? - Наша профессия связана с популярностью. И когда ее, популярности, нет, это плохо, значит, ты что-то не так делаешь. Если зрители начинают тебя забывать, это объективный знак того, что как актер ты умираешь. К собственной узнаваемости привыкаешь. И поэтому я не люблю бывать за границей - там нас, российский актеров, никто не знает. - А любите ли вы ту роль, которая принесла Вам больше всего популярности - доктора Ватсона? - Да, это качественное кино. Замечательные партнеры, оператор, композитор. Я благодарен режиссеру Игорю Масленникову, с которым я работал еще и в "Зимней вишне". Из других своих киноработ люблю "Даурию". - Что считаете самой большой удачей в жизни? - Рождение второго внука, Федора, которому сейчас три месяца. - А в творчестве? - Да я не успеваю оценивать. Я много работаю, из одной работы сразу перехожу в другую. Делаю, как могу, стараюсь, чтобы было интересно, а другие пусть оценивают. - Если бы была возможность начать сначала, хотели бы что-то изменить в своей жизни? - У меня есть антрепризный спектакль "Биография" Макса Фриша. Персонаж пытается найти такой момент в своей биографии, чтобы ее изменить. Чтобы у него было все не так, как есть. Потом оказывается: не только нельзя изменить, но и сам человек не хочет этого делать. Он дорожит каждым прожитым мигом, даже неудачей. - Есть ли у вас какая-то мечта в творчестве? - Я их осуществляю, свои мечты. Да, есть замыслы трех спектаклей, но не хочу пока о них говорить. Юрий Соломин Елена Сафонова Василий Ливанов |