Новости

УТРАТА

НЕКРОЛОГ

17 апреля скончался народный артист СССР Виктор Иванович Коршунов. Список его регалий и званий чрезвычайно велик, но сразу же хочется сказать главное – ушёл из жизни человек, без которого немыслимо отечественное театральное искусство второй половины XX века.

Виктор Иванович родился 24 ноября 1929 г. в Москве. Его творческий путь был предопределён в 1943 г., когда Виктор записался в драматическую студию районного Дома пионеров. Вместе с другими ребятами юный Коршунов много ездил по госпиталям и больницам. Выступал с концертами и спектаклями перед ранеными бойцами, помогал медсёстрам и нянечкам ухаживать за больными.

В 1947 г. Коршунов был зачислен в школу-студию МХАТ (мастер А.М.Карев). Одновременно с ним на старших курсах учились Олег Ефремов и Алексей Баталов. Однокурсниками Коршунова были Олег Борисов и Екатерина Еланская – дочь знаменитой актрисы Художественного театра Клавдии Еланской и замечательного режиссёра Ильи Судакова, будущий основатель московского театра «Сфера». В 1953 году, спустя два года после окончания школы-студии, Екатерина Еланская и Виктор Коршунов поженились. В этом браке родился актёр и режиссёр Александр Коршунов, ныне один из ведущих мастеров Малого театра.

Профессиональный дебют В.И.Коршунова состоялся в Центральном театре транспорта (в дальнейшем преобразован в Московский драматический театр имени Н.В.Гоголя). Коршунов сыграл дона Фернандо де Риверу в пьесе испанского драматурга Августина Морето «Живой портрет», а также Ваську Окорока в спектакле «Бронепоезд 14-69» Всеволода Иванова, выдвинутом на соискание государственной премии. Среди тех, кто посмотрел эту постановку, были возглавлявшие Малый театр главный режиссёр Константин Зубов и директор Михаил Царёв, которые заинтересовались талантливым исполнителем и пригласили его в труппу.

Коршунов служил в Малом театре более 60 лет – с 1952 по 2015 годы. Его первой крупной ролью стал Борис Годунов в «Иване Грозном» А.Н.Толстого (режиссёры-постановщики П.М.Садовский, К.А.Зубов, Б.И.Никольский). В дальнейшем Виктору Ивановичу суждено было ещё 2 раза вернуться к этому образу – в легендарном спектакле Б.И.Равенских «Царь Фёдор Иоаннович» он 30 лет без единой замены играл Годунова, благодаря чему вошёл в Книгу рекордов Гиннесса. А в 1993 году Коршунов исполнил заглавную роль в трагедии А.К.Толстого «Царь Борис».

С первых же сезонов ему поручали сложные, большие, нередко главные роли. Но он никогда не пренебрегал и ролями более скромными, эпизодическими, относясь к ним также серьёзно и ответственно, как и к центральным персонажам. Всего Виктор Иванович сыграл более 70 ролей на сцене Малого театра. Самые известные из них – Иван Рыбаков в одноимённом спектакле по В.М.Гусеву, Жадов («Доходное место» А.Н.Островского), Матвеев («Когда горит сердце» В.П.Кина), Алексей Максимов («Коллеги» В.П.Аксёнова и Ю.М.Стабового), Молчалин («Горе от ума» А.С.Грибоедова), Никита («Власть тьмы» Л.Н.Толстого), Рабачёв («Светит, да не греет» А.Н.Островского и Н.Я.Соловьёва), Влас («Дачники» М.Горького), Джон Рид в одноимённом спектакле по Е.Р.Симонову, Базаров («Отцы и дети» И.С.Тургенева), Алексей («Оптимистическая трагедия» Вс.Вишневского), Суслов («Дачники» М.Горького), Савельев («Так и будет» К.М.Симонова), Кошкин («Любовь Яровая» К.А.Тренёва), Никитин («Берег» Ю.В.Бондарева), Лопахин («Вишнёвый сад» А.П.Чехова), Глумов («На всякого мудреца довольно простоты» А.Н.Островского), Яков Маякин («Фома Гордеев» М.Горького), Дервоед («Рядовые» А.А.Дударева), Перейдёнов («Холопы» П.П.Гнедича), Пётр Алексеевич («Царь Пётр и Алексей» Ф.Горенштейна), Тушин («Обрыв» по роману И.А.Гончарова), Чугунов («Волки и овцы» А.Н.Островского), Великатов («Таланты и поклонники» А.Н.Островского), Сорин («Чайка» А.П.Чехова), Густав Васа («Король Густав Васа» А.Стриндберга), Неизвестный («Пучина» А.Н.Островского), Крутицкий («На всякого мудреца довольно простоты» А.Н.Островского).

Человек творческий, необычайно активный, ищущий, Коршунов пробовал свои силы и в качестве режиссёра-постановщика. В Малом театре он выпустил спектакли «Песня о ветре» А.Вейцлера и А.Мишарина (совместно с В.Б.Монаховым), «Коллеги» В.Аксёнова и Ю.Стабового (совместно с Б.А.Бабочкиным), «Человек бросает якорь» И.Касумова.

Большое чувство долга и строжайшая самодисциплина являлись доминантой характера Виктора Ивановича. Эти черты, дополнившие артистический талант Коршунова, позволили ему добиться впечатляющих результатов в творчестве и лидирующего положения в труппе. С 1985 года он являлся директором, а с 1998 по 2009 годы – генеральным директором Государственного академического Малого театра.

Виктора Ивановича Коршунова по праву можно назвать одним из лучших педагогов в истории отечественного театра. Начав преподавать в училище имени М.С.Щепкина в 1954 году, в неполных 25 лет, в 1960-м Коршунов набрал свой первый курс. С тех пор им было выпущено 17 курсов, поставлено около 20 спектаклей и более 70 спектаклей – под его руководством. Среди учеников Виктора Ивановича – Василий Бочкарёв, Светлана Немоляева, Валерий Баринов, Эдуард Марцевич, Людмила Полякова, Станислав Любшин, Людмила Крылова, Дмитрий Назаров, Александр Домогаров, Кирилл Козаков, Лариса Гребенщикова, Андрей Руденский, Елена Валюшкина, Татьяна Лебедева, Марат Башаров, Игорь Петренко, Илья Исаев, Эльвира Болгова, Георгий Дронов, Ирина Жерякова, Екатерина Порубель, Антон Хабаров, Сергей Потапов и др. Выпускники корейских студий успешно работают в театрах и ВУЗах своей страны.

Красивый, фактурный, с открытым и добрым лицом, Виктор Коршунов был необычайно популярным киноартистом. «Необыкновенное лето» и «Первые радости», «Сорока-воровка», «По тонкому льду», «Золотые часы», «Сердце Бонивура», «Удар, ещё удар!» – эти и многие другие фильмы с его участием входят в золотой фонд советского кино.

Когда уходят мастера такого уровня, вместе с ними уходит и целая эпоха. Но в наших сердцах остаётся память – долгая и благодарная. Выражаем искренние соболезнования родным и близким Виктора Ивановича Коршунова.

Дата публикации: 18.04.2015
НЕКРОЛОГ

17 апреля скончался народный артист СССР Виктор Иванович Коршунов. Список его регалий и званий чрезвычайно велик, но сразу же хочется сказать главное – ушёл из жизни человек, без которого немыслимо отечественное театральное искусство второй половины XX века.

Виктор Иванович родился 24 ноября 1929 г. в Москве. Его творческий путь был предопределён в 1943 г., когда Виктор записался в драматическую студию районного Дома пионеров. Вместе с другими ребятами юный Коршунов много ездил по госпиталям и больницам. Выступал с концертами и спектаклями перед ранеными бойцами, помогал медсёстрам и нянечкам ухаживать за больными.

В 1947 г. Коршунов был зачислен в школу-студию МХАТ (мастер А.М.Карев). Одновременно с ним на старших курсах учились Олег Ефремов и Алексей Баталов. Однокурсниками Коршунова были Олег Борисов и Екатерина Еланская – дочь знаменитой актрисы Художественного театра Клавдии Еланской и замечательного режиссёра Ильи Судакова, будущий основатель московского театра «Сфера». В 1953 году, спустя два года после окончания школы-студии, Екатерина Еланская и Виктор Коршунов поженились. В этом браке родился актёр и режиссёр Александр Коршунов, ныне один из ведущих мастеров Малого театра.

Профессиональный дебют В.И.Коршунова состоялся в Центральном театре транспорта (в дальнейшем преобразован в Московский драматический театр имени Н.В.Гоголя). Коршунов сыграл дона Фернандо де Риверу в пьесе испанского драматурга Августина Морето «Живой портрет», а также Ваську Окорока в спектакле «Бронепоезд 14-69» Всеволода Иванова, выдвинутом на соискание государственной премии. Среди тех, кто посмотрел эту постановку, были возглавлявшие Малый театр главный режиссёр Константин Зубов и директор Михаил Царёв, которые заинтересовались талантливым исполнителем и пригласили его в труппу.

Коршунов служил в Малом театре более 60 лет – с 1952 по 2015 годы. Его первой крупной ролью стал Борис Годунов в «Иване Грозном» А.Н.Толстого (режиссёры-постановщики П.М.Садовский, К.А.Зубов, Б.И.Никольский). В дальнейшем Виктору Ивановичу суждено было ещё 2 раза вернуться к этому образу – в легендарном спектакле Б.И.Равенских «Царь Фёдор Иоаннович» он 30 лет без единой замены играл Годунова, благодаря чему вошёл в Книгу рекордов Гиннесса. А в 1993 году Коршунов исполнил заглавную роль в трагедии А.К.Толстого «Царь Борис».

С первых же сезонов ему поручали сложные, большие, нередко главные роли. Но он никогда не пренебрегал и ролями более скромными, эпизодическими, относясь к ним также серьёзно и ответственно, как и к центральным персонажам. Всего Виктор Иванович сыграл более 70 ролей на сцене Малого театра. Самые известные из них – Иван Рыбаков в одноимённом спектакле по В.М.Гусеву, Жадов («Доходное место» А.Н.Островского), Матвеев («Когда горит сердце» В.П.Кина), Алексей Максимов («Коллеги» В.П.Аксёнова и Ю.М.Стабового), Молчалин («Горе от ума» А.С.Грибоедова), Никита («Власть тьмы» Л.Н.Толстого), Рабачёв («Светит, да не греет» А.Н.Островского и Н.Я.Соловьёва), Влас («Дачники» М.Горького), Джон Рид в одноимённом спектакле по Е.Р.Симонову, Базаров («Отцы и дети» И.С.Тургенева), Алексей («Оптимистическая трагедия» Вс.Вишневского), Суслов («Дачники» М.Горького), Савельев («Так и будет» К.М.Симонова), Кошкин («Любовь Яровая» К.А.Тренёва), Никитин («Берег» Ю.В.Бондарева), Лопахин («Вишнёвый сад» А.П.Чехова), Глумов («На всякого мудреца довольно простоты» А.Н.Островского), Яков Маякин («Фома Гордеев» М.Горького), Дервоед («Рядовые» А.А.Дударева), Перейдёнов («Холопы» П.П.Гнедича), Пётр Алексеевич («Царь Пётр и Алексей» Ф.Горенштейна), Тушин («Обрыв» по роману И.А.Гончарова), Чугунов («Волки и овцы» А.Н.Островского), Великатов («Таланты и поклонники» А.Н.Островского), Сорин («Чайка» А.П.Чехова), Густав Васа («Король Густав Васа» А.Стриндберга), Неизвестный («Пучина» А.Н.Островского), Крутицкий («На всякого мудреца довольно простоты» А.Н.Островского).

Человек творческий, необычайно активный, ищущий, Коршунов пробовал свои силы и в качестве режиссёра-постановщика. В Малом театре он выпустил спектакли «Песня о ветре» А.Вейцлера и А.Мишарина (совместно с В.Б.Монаховым), «Коллеги» В.Аксёнова и Ю.Стабового (совместно с Б.А.Бабочкиным), «Человек бросает якорь» И.Касумова.

Большое чувство долга и строжайшая самодисциплина являлись доминантой характера Виктора Ивановича. Эти черты, дополнившие артистический талант Коршунова, позволили ему добиться впечатляющих результатов в творчестве и лидирующего положения в труппе. С 1985 года он являлся директором, а с 1998 по 2009 годы – генеральным директором Государственного академического Малого театра.

Виктора Ивановича Коршунова по праву можно назвать одним из лучших педагогов в истории отечественного театра. Начав преподавать в училище имени М.С.Щепкина в 1954 году, в неполных 25 лет, в 1960-м Коршунов набрал свой первый курс. С тех пор им было выпущено 17 курсов, поставлено около 20 спектаклей и более 70 спектаклей – под его руководством. Среди учеников Виктора Ивановича – Василий Бочкарёв, Светлана Немоляева, Валерий Баринов, Эдуард Марцевич, Людмила Полякова, Станислав Любшин, Людмила Крылова, Дмитрий Назаров, Александр Домогаров, Кирилл Козаков, Лариса Гребенщикова, Андрей Руденский, Елена Валюшкина, Татьяна Лебедева, Марат Башаров, Игорь Петренко, Илья Исаев, Эльвира Болгова, Георгий Дронов, Ирина Жерякова, Екатерина Порубель, Антон Хабаров, Сергей Потапов и др. Выпускники корейских студий успешно работают в театрах и ВУЗах своей страны.

Красивый, фактурный, с открытым и добрым лицом, Виктор Коршунов был необычайно популярным киноартистом. «Необыкновенное лето» и «Первые радости», «Сорока-воровка», «По тонкому льду», «Золотые часы», «Сердце Бонивура», «Удар, ещё удар!» – эти и многие другие фильмы с его участием входят в золотой фонд советского кино.

Когда уходят мастера такого уровня, вместе с ними уходит и целая эпоха. Но в наших сердцах остаётся память – долгая и благодарная. Выражаем искренние соболезнования родным и близким Виктора Ивановича Коршунова.

Дата публикации: 18.04.2015