МЕМОРАНДУМ МЕЖДУНАРОДНОГО КУЛЬТУРНОГО ФОРУМА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
МЕМОРАНДУМ МЕЖДУНАРОДНОГО КУЛЬТУРНОГО ФОРУМА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
Со 2 по 4 декабря в северной столице прошел Международный культурный форум. В его рамках были организованы круглые столы, семинары, конференции и дискуссионные мероприятия, в том числе состоялась очередная Ассамблея Союза театров Европы. Участвовать в Международном культурном форуме были приглашены художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин и генеральный директор Малого театра Тамара Михайлова. Ниже приведен текст меморандума, принятого по итогам работы форума.
SOS!
Европе: Главам государств, главам правительств, министрам культуры, национальным парламентам, Европейскому Парламенту и Совету Европы
Сегодня, в дни мирового экономического кризиса, выявляется острота духовных проблем: в частности, обнаруживаются долгие годы копившиеся проблемы в отношениях театра-общества-государства. Сегодня, при очевидно назревших в отдельных европейских странах и в Европе в целом агрессивности, нетерпимости, злобы человека к человеку, духовное разрешение проблем особенно важно, и театр как способ познания действительности может помочь их решить или хотя бы осознать.
Безусловно духовное значение театра как выразителя проблем общества и индивидуума. Театр – это инструмент человеческой боли, он подытоживает и он же исцеляет эту боль посредством катарсиса. У театра нет готовых рецептов для решения проблем общества. Однако он содействует их обсуждению – театр ставит вопросы и эмоциональным способом доводит проблему до сознания индивидуума и общества. Театр заостряет для зрителя восприятие проблем, показывает альтернативы или утопии, тем самым стимулируя дискуссию и осмысление в идеальном варианте – без судебных разбирательств, предрассудков, табу и погромов.
Театр способствует духовному развитию общества, а духовное развитие общества – это залог его благополучного экономического и политического развития. Именно поэтому так важно сегодня в Европе обеспечение театру достаточной поддержки.
Тем временем финансовая поддержка театрам от года к году постоянно уменьшается, при том что в большинстве европейских стран, а тем более в развивающихся экономиках, она изначально была недостаточной. Необходимо обеспечение театру большего внимания в прессе, большего внимания общественных и государственных институтов. Экономические проблемы не должны становится прежде всего проблемами культуры и искусства – особенно театра, который как вид искусства коллективен и трудоемок и по природе своей не способен самоокупиться.
Крайне важно для государственных структур, частного бизнеса и СМИ понять, что потрясение, которое испытывают в театральном зале 500 человек, по качеству и длительности эмоционального отклика превышает значимость потрясения 10 000 человек на стадионе. Правительства должны заботиться об инфраструктуре и экономической безопасности театров, обеспечивая для них условия, позволяющие создавать высококачественные художественные произведения. Однако государство обязано воздерживаться от вмешательства в художественную составляющую.
Нужно вернуть тему театра в общественную и медийную жизнь – сейчас эта тема практически исключена из социального и медийного дискурса. Все мы – европейцы – берем начало из греческой цивилизации, где важнейшие вопросы человеческой и общественной жизни ставились и формулировались на сцене театра.
История европейского театра всегда шла рука об руку с историей Европы, историей просвещения, прогресса и важнейших социальных изменений и обнаружений. Театр всю историю человеческого общества был тем зеркалом, в котором человек отражался не только со всеми своими пороками и слабостями, но и со всем свои потенциалом. Театр словно говорил человеку и обществу – при всем ужасе и несовершенстве тебя сегодняшнего ты можешь и должен быть лучше. Многие века театр делал человека и общество Европы лучше – добрее, терпимее, смиреннее, свободнее, умнее, шире, выше.
Сейчас пришла пора обществу помочь театру не просто выжить, а вернуть себе былую важность, а значит, былую возможность помощи обществу. Если мы хотим остаться людьми и европейцами, мы должны сохранить европейский театр и вернуть ему соответствующую не только художественную, но и социальную значимость. В наши прагматичные дни, когда значимость явления определяется, к сожалению, в основном финансовой поддержкой (как государственной, так и частной) и процентом внимания СМИ, наиважнейшее дело общества и государства – обеспечить театру эту поддержку и это внимание.
Государственный Академический Малый Театр России
Малый Драматический Театр – Театр Европы
Российский государственный академический театр драмы им. А. С. Пушкина
Молодежный театр на Фонтанке
Санкт-Петербургский Молодежный Театр на Фонтанке
Санкт-Петербургский театр «Приют Комедианта»
Пермский Академический Театр-Театр
Государственный Академический Драматический Театр им. Волкова в Ярословле
Свердловский Академический Театр Драмы
Воронежский Камерный Театр
Владимирский Академический Областной Театр Драмы
Театр «Пикколо» в Милане
Национальный театр «Арджентина» в Риме
Национальный Театр Израиля «Габима» в Тель-Авиве
Национальный Театр Норвегии в Осло
Национальный Театр Греции в Афинах
Национальный Театр Северной Греции в Салониках
Национальный Театр Чехии в Праге
Национальный Театр Сербии в Белграде
Шаушпильхауз в Граце
Национальный театр Сан-Хао в Порто
Лаборотория Сфумато в Софии
Национальный театральный институт в Берлине
Штаттсштаушпиль в Штутгарте
Национальный театр в Люксембурге
Театр «Буландра» в Бухаресте
Театр им. Гарибалди в Палермо
Венгерский театр в Клуж
Комеди де Реймс
Дата публикации: 05.12.2013